"Игры и Игрушки" №4-2015
Играем с пирамидками
Как научить ребёнка собирать пирамидку? Занятия с пирамидками для детей раннего возраста
Шаг 1. Сначала познакомимся с колечками пирамидки. Дайте малышу поиграть с колечками – попробовать надеть кольцо пирамидки на свою ручку, пальчик, на ручку куклы, пальчик мамы, палочку, стержень. Прокатите колечко как колесо по полу – катится! А кубик катится? Нет. У кубика есть уголки. Покажите малышу, как правильно брать колечко в руку – указательным и большим пальчиками.Шаг 2. Затем научимся собирать пирамидку с одинаковым размером колечек, правильно держа колечки – указательным и большим пальчиками. Сначала снимите колечки со стержня и познакомьте малыша с ними, дайте ему возможность поиграть и обследовать их. Затем поставьте пустой стержень пирамидки перед малышом. И предложите надеть на него колечко. Когда пирамидка будет собрана, закройте её крышечкой. После этого дайте пирамидку в руки ребёнку для самостоятельных действий – пусть он разберет её, поиграет с колечками и соберёт. Похвалите малыша. Погладьте ладошкой ребёнка пирамидку сверху вниз: «Ровная!».
В первой игре мы собираем одноцветную пирамидку – например, из колец жёлтого цвета. В следующей игре нам понадобятся кольца нового цвета (например, соберём красную пирамидку). Обычно нужно несколько повторений игры с помощью взрослого, прежде чем малыш начнёт играть с игрушкой самостоятельно. После того, как малыш научился собирать такую пирамидку дайте ему полный комплект разноцветных колечек и стержень для игр. Верхний конец стержня должен быть тупым и находиться выше глаз ребёнка для его безопасности во время игры. Как правило, дети играют с такой игрушкой стоя. Но могут и сидеть за детским столиком. Они могут собирать как одноцветные, так и разноцветные пирамидки, составляя разные сочетания цветов.
Шаг 3. После этого познакомим с величиной предметов и научим собирать пирамидку из колечек разного размера. Разница в величине колец в первых играх должна быть не менее 3 см. Уже в первых играх с игрушкой очень важно показать малышам правило сбора пирамидки: каждый раз мы берём самое большое из оставшихся колец. Тогда пирамидка правильно собрана и получается ровной. Для того чтобы ребёнок сам легко понял это правило сборки игрушки, используем сначала специальную пирамидку-ёлочку с конусообразным стержнем. В такой пирамидке обычно 3-4 кольца с разной величиной отверстий. Малыш может собрать игрушку только в том случае, если он сначала нанижет самое большое кольцо, затем – поменьше и, наконец, маленькое. Если ребёнок неправильно соберёт такую пирамидку, то либо не сможет надеть кольцо, либо останется пустое пространство между колечками, и ошибка будет ему наглядно видна. После сборки пирамидки – погладьте её поверхность ручкой малыша: получилась ёлочка! После того как малыш поймёт принцип сбора пирамидки-ёлочки можно дать ему обычную пирамидку на стержне-палочке. Это могут быть не обязательно пирамидки из колечек, можно использовать и пирамидки из кубов или шаров разного размера.
Шаг 4. Учимся собирать фигурные пирамидки. Такие пирамидки – это пазлы в вертикальной плоскости на стержне, у которых есть только единственный возможный вариант сборки. Чтобы малыш не запутался, лучше иметь картинку правильно собранной игрушки и собирать её по образцу. Если пирамидка упакована так, что картинки-образца нет, то сфотографируйте собранную игрушку сами и распечатайте фотографию – образец правильной сборки. Рассмотрите с ребёнком образец сборки на картинке: «Какая деталь должна быть внизу пирамидки? Давай её найдем. Эта подходит или нет? Давай сравним. Может быть, вот эта подойдёт?». Рассуждая и анализируя вместе с малышом, вы приучаете его обдумывать проблемные ситуации, которые возникают при выполнении задач.
Полезные советы
Разбирая пирамидку, приучите малыша выкладывать колечки по порядку в ряд на столе слева направо от самого маленького (верхнего, которое мы снимаем первым) до самого большого. Это не только приучает к порядку, но и помогает быстрее собрать пирамидку без ошибок.Назовите размер каждого колечка: «большое» (разводим руки в стороны), поменьше, ещё меньше, ещё меньше, самое маленькое (спрячьте в ладошку). Попробуйте спрятать в ладошку большое кольцо — не получится, «большое», не влезает в ладошку!
Всегда проверяйте правильность сборки пирамидки так: проведите ладошкой ребёнка сверху вниз по пирамидке. Если она собрана правильно, то рука идёт плавно, ступенек нет, пирамидка гладкая. Если есть ошибка в сборке, то пирамидка неровная. В случае ошибки сначала погладьте ручкой малыша сложенную им пирамидку: «неровная». А затем погладьте ручкой малыша сверху вниз по другой, правильно собранной пирамидке для их сравнения тактильных ощущений.
Почаще хвалите малыша за успехи и комментируйте его действия: «Молодец, держишь колечко пальчиками», «Вот умница! Нанизал колечко», «Колечко упало – тук!».
Ася Валасина, автор сайта для родителей и педагогов
«Родная тропинка», кандидат педагогических наук
Читайте в следующем номере 15 интересных игр с пирамидками для самых маленьких.
Рекомендуем почитать
- Письма читателей
- Ярмарка детских и школьных товаров
- Декорации для проведения детских утренников
- «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша» сюжетно-дидактические игры
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии