"Игры и Игрушки" №4-2025
Методика Джона Дьюи
В современном мире, где образование играет важную роль в развитии общества, особое внимание уделяется поиску эффективных методов обучения. Одним из выдающихся педагогов, внесших значительный вклад в педагогическую науку, является американский философ и педагог Джон Дьюи. Его идеи остаются актуальными и востребованными по сей день

Дьюи считал, что образование должно быть активным процессом взаимодействия, а не простой передачей знаний. В процессе обучения ребёнок должен развивать критическое мышление, решать реальные проблемы и взаимодействовать с окружающим миром.
Игровая деятельность, по мнению Дьюи, является неотъемлемой частью учебного процесса. В игре у ребёнка формируется потребность взаимодействовать с миром и сверстниками, а также развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества. Он предлагал использовать разнообразные виды игр, каждая из которых нацелена на развитие определённых навыков и умений. Рассмотрим некоторые из них:
Операционные игры
Эти игры помогают учащимся совершенствовать выполнение конкретных операций, таких как написание сочинений, решение задач. В операционных играх моделируется рабочий процесс, что позволяет учащимся применять свои знания и умения на практике в условиях, максимально приближенных к реальным.
Исполнение ролей. В рамках этой категории игр учащиеся отрабатывают тактику поведения, действия и исполнение должностных обязанностей. Для проведения игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, где каждому учащемуся отводится определённая роль с заранее заданным содержанием.
Игра «Деловой театр»
Этот вид игр предполагает разыгрывание конкретного эпизода, где учащиеся должны вжиться в образ вымышленного персонажа. Задача участников — осмыслить поведение этого персонажа, оценить обстановку и выбрать правильную линию действий, основываясь на своём жизненном опыте и знаниях.

Психодрама и социодрама
Эти технологии схожи с «исполнением ролей» и «деловым театром», но акцентируют внимание на социально-психологических аспектах. В ходе игр участники учатся понимать атмосферу в коллективе, оценивать и воздействовать на эмоциональное состояние других людей, а также эффективно взаимодействовать с ними.
Материалы для игр должны были соответствовать реальным условиям, чтобы дети могли лучше понимать и применять полученные знания в повседневной жизни.
Основная идея педагогики Дьюи заключалась в необходимости подготовки ребёнка к самостоятельной жизни в обществе. Школа должна не только обучать основам знаний, но и давать возможность применять их в социальной деятельности.
Джон Дьюи утверждал, что лучший способ воспитания — это участие детей в коллективной жизни. Он предлагал организовывать работу в мастерских, лабораториях, садах и других местах, окружающих школу. Это создавало обучающую и развивающую среду, способствующую развитию самостоятельности и ответственности. Дьюи также подчёркивал важность перехода от непроизвольного внимания к волевому. Это достигалось через постановку целей и задач, которые ребёнок должен был решать самостоятельно. Общение с другими людьми помогало ребёнку приобретать цели, веру и знания, которые невозможно передать как кирпичи или распределить как куски пирога.
Методы обучения предложенные Дьюи:
-
Принцип «обучения деланием». Теоретический материал подается после практической деятельности;
-
Метод учебных проектов. Учащиеся приобретают знания через планирование и выполнение практических заданий.
-
Игровая деятельность. Игра помогает ребёнку взаимодействовать с миром.
-
Развитие сотрудничества. Учитель помогает ученику видеть мир и развивать способности к сотрудничеству.
-
Учёт интересов ребёнка. Важно обращать внимание на интересы и стремления ребёнка и направлять их в общественно полезное русло.
-
Создание условий для развития. Задача педагога — создавать условия, благоприятствующие выявлению внутреннего мира учащегося.
-
Взаимодействие с обществом. Школа должна быть частью большого мира, а не изолированным пространством.
Дж. Дьюи выступал против школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний. Он предлагал обучение «путём делания», при котором все знания извлекались бы из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. По его мнению, обучение должно быть активным, основанным на целесообразной деятельности ученика, которая соответствует его личным интересам.
Для этого необходимо было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, значимой для ребёнка, для решения которой ему необходимо было бы приложить полученные знания, а также новые знания, которые ещё предстояло приобрести.

Можно ли научить ребёнка, идя навстречу его желаниям? Как обеспечить свободу обучения, не поддаваясь на волю случая, каприза или сиюминутной прихоти?
В чём заключается роль педагога при этом?
Дж. Дьюи разработал метод проектов — новый дидактический метод, который состоит из трех этапов:
-
Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
-
Педагог вносит предложение, которое становится отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.
-
Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.
По мнению Дьюи, школа должна не только давать детям знания, но и помогать им подготовиться к жизни в обществе. Для этого важно, чтобы дети учились применять свои знания на практике.
- Комментарии






























