"Игры и Игрушки" №4-2025
Игры с обманом?!
Вечер. Семья за столом. Карточки, смех, заговорщицкие взгляды. «Я не мафия!» — уверяет десятилетний сын, хотя глаза блестят слишком уж подозрительно. И вот вопрос: чему он сейчас учится — лгать без зазрения совести или понимать, как работает человеческая психология? Мы отправились разобраться, чему на самом деле учат игры, в которых нужно обманывать

Такие сцены — классика семейных вечеров. Сегодня почти в каждой семье есть наборы настолок: «Мафия», «Имаджинариум», «Крокодил», «Alias», «Spyfall» (в России известная как «Шпион»), «Саботёр», «Детектив Клуб». И во многих из них есть элемент обмана.
Казалось бы, это просто весело. Но для детской психики это — целая школа. Иногда полезная, а иногда опасная.
Любопытно, что изначально «Мафия» была вовсе не развлечением. В 1986 году её придумал студент факультета психологии МГУ. Имя изобретателя Дмитрий Давыдов, родом он из Каменска-Уральского. Сначала игрой заинтересовались студенты факультета, потом она распространилась по общежитию, затем, перевезенная студентами по обмену в Европу концепция стала популярна за пределами СССР. В США первое упоминание об игре «Мафия» датируется 1989 годом. Сам автор в 1991 году переехал в Бостон. В интервью он рассказал, что на самом деле игра базируется на культурно-исторической концепции знаменитого советского психолога Льва Выготского и задумывалась она чтобы изучать групповую динамику и лидерство. Люди учились распознавать ложь, понимать мотивацию других. То есть, по сути, это была научная игра о правде. Со временем идея вырвалась из лабораторий и пришла в гостиные. Появились десятки вариантов: от карточных до детских, от мирных «Саботёров» до электронных «Among Us». И все они работают по одному принципу: выиграет тот, кто убедительно притворился. Но в родительской голове тут же включается сигнал тревоги: мы ведь учим ребёнка быть честным — почему теперь радуемся, когда он врёт?

Что происходит в детской голове?
Психологи говорят: игра в ложь и настоящая ложь — совсем разные вещи. Ребёнок, изображающий шпиона или мафию, не пытается скрыть проступок. Он играет роль, а значит — тренирует то, что психологи называют «теорией разума»: способность понимать, что у других людей есть свои мысли, эмоции и знания. А значит, такие игры — упражнение в эмпатии, в умении читать других.
Психологи трактуют это так: «Чтобы убедительно притворяться, нужно понимать, как люди верят и сомневаются. Ребёнок тренирует не ложь, а наблюдательность и эмоциональную гибкость». Впрочем, если взрослые не проговаривают смысл происходящего, то ребёнок может сделать опасный вывод: обман — это стратегия успеха.
Всё зависит от того, кто сидит за столом рядом с ним. Посмотрите на вечернюю партию в «Шпиона». Через десять минут дружная семья превращается в импровизированный допросный зал. Мама подозревает папу, дети спорят, кто кого прикрыл. И вдруг у всех появляется шанс испытать, что такое доверие, сомнение, разоблачение — но без реальной угрозы. Это и есть социальная тренировка: ребёнок пробует эмоции, которые позже встретит в жизни, только безопасно.

Когда игра превращается в тревогу
Не всем детям такие игры идут на пользу. Есть те, кто не может лгать даже понарошку. Они теряются, смущаются, путаются. После игры выглядят уставшими. Для них ложь — не элемент сценария, а личная драма. И если таких детей заставлять играть — игра превращается в стресс. Здесь лучше подойдут «Имаджинариум», «Alias», «Activity» — там можно фантазировать, изображать, но не обманывать.
Для других, наоборот, игра становится ареной самоутверждения: «Если обманул — значит, умнее». Это уже тревожный звоночек: ребёнок воспринимает ложь как инструмент власти. Значит, пора обсудить, что в реальности за любую неправду приходится платить — доверием, дружбой, репутацией.
Родитель как переводчик смыслов
Самое важное — не отпускать такие игры на самотёк. Смысл не в том, чтобы запрещать, а в том, чтобы обсуждать. После партии можно спросить:
— Когда ты понял, что тебя обманули?
— Что ты почувствовал?
— А если бы в жизни тебя так обманули, как бы ты поступил?
Эти разговоры превращают игру из простого веселья в инструмент воспитания.

Психологи называют это «игровой рефлексией» — осознанием своего поведения. И именно она делает из игры «Мафия» не школу хитрости, а урок понимания других. Важно учитывать возраст – для дошкольников, притворство — часть развития, но лучше выбирать ролевые игры с открытыми ролями, такие как игра в семью с разбором ситуаций, которые провоцируют обман или детский «Крокодил». Начальная школа - можно вводить такие игры как «Детская Мафия» или «Шпион» с родительским участием. В 12+, подростки уже готовы к стратегиям, обсуждениям, сложным социальным сценариям. Но здесь важно говорить о доверии и личных границах.
В конечном счёте дети учатся не через игры, а через отношения в своём окружении. Если мы, взрослые, после партии говорим: «Ты всех переиграл — молодец!», — ребёнок слышит: «Лгать — выгодно». А если скажем: «Ты так убедительно сыграл роль, прямо актёр!», — он понимает: это про творчество, не про обман. Так что вопрос — не «играть или не играть», а как именно играть. Можно превратить вечернюю «Мафию» в семейную драму про доверие, или — в урок манипуляции. Решаем мы.

Игра как тренировка эмоционального интеллекта
Психологи называют это «социальным тренажёром». Когда ребёнок в «Мафии» говорит: «Я мирный житель», он наблюдает реакцию других, учится понимать, как выглядит ложь со стороны, и — при хорошем сопровождении — осознаёт, что это не поведение, а роль. Такие игры можно использовать даже в терапии — для развития самоконтроля и эмпатии.
Давайте рассмотрим подборку таких игр, вот самые популярные. Это «Мафия» классика жанра. Для 6-20 игроков, возраст от 8–10 лет. Игра про тайные роли «Мафия vs. мирные» и обнаружение обмана. «Детектив Клуб»: игра с картами ассоциаций и тайным предателем. Для 4-8 игроков, возраст от 8 лет. Отличный вариант для семейных компаний. «Имаджинариум»: ассоциативная игра — не столько обман, сколько фантазия и диалог. Для 4-7 игроков, возраст от 12 лет (есть версии и от 6 лет).

Что думают родители?
В опросах, в родительских чатах больше половины родителей признались, что спокойно относятся к играм вроде «Мафии». Ещё треть считают их полезными для тренировки ума, а 10% — категорически против: «Мы и так боремся с тем, чтобы дети не врали. Зачем закреплять это в игре?». Но. парадокс в том, что без способности «читать» ложь ребёнок беззащитен. Ведь в жизни, к сожалению, не все честны. Понимание интонаций, взгляда, микрожестов — это тоже защита. Так что, возможно, игра в «обман» — не урок лжи, а прививка от доверчивости.
А как думаете вы? Стоит ли учить детей «врать понарошку», чтобы потом они лучше понимали, где правда? Или настало время вернуть в дом старую добрую «Монополию» и убрать «Мафию» подальше — хотя бы до совершеннолетия?
- Комментарии






























