"Игры и Игрушки" №4-2025
Обучение с вовлечением?!
При слове «школа» мы представляем уроки, учебники и строгую дисциплину. Но если заглянуть в современный класс — особенно в начальной школе, — можно увидеть, что самая завораживающая тишина в классе стоит тогда, когда учитель проводит опыты, показывает познавательные видео или использует игровые элементы. Это не случайность, а доказанный педагогический подход

В возрасте шести-семи лет, когда дошкольник становится школьником, происходит смена его ведущей деятельности с игровой на учебную. Однако, такой важный процесс не может случиться одномоментно, словно по взмаху волшебной палочки. На эту перенастройку уходят месяцы… Как же помочь юному школьнику адаптироваться к новой жизни, новым требованиям, новым условиям? На помощь приходит игра.
И педагогам, и родителям гораздо проще вложить в ребёнка какие-либо знания, помочь ему что-то запомнить, если облечь это в занимательную форму. Например, как лучше всего развивать словарный запас, лексикон ребёнка? Играя в слова (называя каждое следующее слово на последнюю букву предыдущего). Ребёнок всегда с удовольствием будет играть с родителями, при этом мудрые родители постараются каждый раз называть новые необычные, незнакомые ребёнку слова, обязательно ненавязчиво поясняя их значение. Простая и никогда не надоедающая игра «Что я вижу?» также прекрасно развивает не только речь ребёнка, но и бонусом – его внимание, память и наблюдательность. В неё можно играть, шагая по дороге в школу или глядя в окно – просто называя по очереди всё, на что упал взгляд (но важное условие – называет не только ребёнок, а обязательно чередуясь со взрослым, иначе это будет восприниматься как задание, а не как игра). Также, используя приём «по очереди», можно учить стихи, тренировать счёт, читать книги и так далее. Вот и на уроках всегда сверхзадача для педагога – преподнести даже самый сложный материал в необычной занимательной форме, чтобы увлечь своих учеников, возбудить в них интерес к учению, сделать обучение приятной потребностью, а не нудной необходимостью.
Но современному учителю этих приёмов недостаточно. Чтобы быть «на одной волне» с учениками, добиться с ними взаимопонимания, заслужить их доверие, наконец, просто быть им интересным, безусловно, нужно знать и понимать их язык, быть в курсе, чем они сейчас живут, что их волнует и увлекает. Кроме того, информацию, подаваемую только через речь учителя, способны хорошо воспринимать лишь те ребята, у которых наиболее развито слуховое восприятие, так называемые «аудиалы». Но таких в современной реальности меньшинство. Большинство же ребят имеют наиболее развитое зрительное восприятие «визуалы» и обладают, как известно, клиповым мышлением, воспринимая информацию фрагментарно через яркие запоминающиеся образы. Поэтому на уроках уже недостаточно рифмовок и забавных картинок, нужно обязательно использовать все возможные передовые технологии. Большинство школ оснащены современными интерактивными досками, которые предоставляют множество новых возможностей для ведения уроков. Конечно, каждый такой игровой момент нужно соизмерять возрасту и теме урока. Я хочу привести несколько разноплановых примеров, для разных возрастных групп, которые может взять на вооружение не только педагог, но и родитель.

Игровой момент «Живые звуки»
- Как это выглядит: каждый ребёнок становится «звуком». Учитель показывает картинку («сом»), дети должны выстроиться в ряд, изображая нужные звуки: [с], [о], [м]. Если кто-то встал не на своё место — слово «ломается».
- Польза: буквы и звуки перестают быть значками в тетради. Ребёнок физически чувствует, как слово состоит из звуков.
Игровой момент на интерактивной доске «Части речи»
- Как это выглядит: на доске вперемешку «плавают» слова: «бежит», «синий», «стол», «весело», «они». Задача команд — за 1 минуту перетащить слова в три колонки-«корзины»: «Глаголы», «Имена прилагательные», «Местоимения».
- Польза: азарт, ограничение по времени, тактильное взаимодействие (дети сами подходят к доске и перетаскивают слова), мгновенная визуальная проверка результата.
Игровой момент «Литературное расследование»
-
Как это выглядит: перед чтением нового рассказа учитель не объявляет тему, а предлагает детям стать «детективами». Он раздаёт несколько ключевых фраз-улик из текста (например: «он дрожал от страха», «в углу лежал клубок», «раздался громкий стук»). Задача учеников — выдвинуть свои версии: о ком этот рассказ, что произошло и чем всё закончится.
-
Польза: этот приём мгновенно создаёт интригу. Дети начинают читать текст не потому, что «надо», а чтобы проверить свои догадки, что радикально повышает внимательность и вовлечённость.

Игровой момент «Математический конструктор»
-
Как это выглядит: при изучении геометрических фигур или единиц измерения учитель раздаёт группы предметов: спички, кубики, верёвочки разной длины. Задача — не просто посчитать, а сконструировать объект по заданным параметрам: «Построй замок с периметром 20 кубиков» или «Собери треугольник из верёвочек, где две стороны равны».
-
Польза: абстрактные математические понятия (периметр, площадь, свойства фигур) становятся осязаемыми. Ребёнок не заучивает правило, а самостоятельно выводит его в ходе практического действия.
Таким образом, грамотно встроенные в урок игровые методики — это не отступление от образовательных стандартов, а их качественное обогащение. Они доказывают, что серьёзность обучения измеряется не тишиной в классе, а глубиной понимания и горящими глазами учеников. Превращая усвоение знаний в увлекательное исследование/ путешествие, мы не просто даём детям факты — мы учим их любить сам процесс познания.
Анна Довбыш, педагог
ГБОУ Школа №1694 им. П.М. Фитина
- Комментарии






























