"Игры и Игрушки" №3-2025
Осенние опыты
Осень – замечательная пора для активизации интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности и расширения его кругозора. А природные материалы станут подходящей базой для изучения окружающей среды
	
	
Когда ребёнок собирает в парке шишки, гладит мох или бросает в ручей камешки, он не просто играет — он исследует мир. Природные материалы становятся для маленьких исследователей настоящей лабораторией, где каждое зерно песка и каждая капля воды превращаются в инструмент для экспериментов.
Опыт «Шишкогигрометр»
Материалы: синельная проволока, одноразовая тарелка, фломастер, ёмкость с водой, шишки еловые или сосновые.
Содержание: для создания гигрометра (прибора определения влажности воздуха) синельную проволоку нужно привязать к одной из чешуек, сделав из неё стрелочку. Прикрепить шишку к тарелке кусочком пластилина. Отметить, куда показывает стрелка, когда шишка сухая. С импровизируем дождь, нальём в миску воды и проверим положение стрелки через час. Чешуйки закроются и стрелка изменит направление, указывая, на увеличение влажности воздуха. Если сверить отметки, с данными электронного гигрометра, можно удостовериться в точности шишкоприбора для предсказания погоды.
Вывод: шишки могут стать отличным прибором для прогнозирования погоды благодаря уникальным свойствам: закрываться и открываться в зависимости от влажности воздуха. Когда на улице сухо, шишка «распускается», чтобы ветер подхватил её семена и рассеял как можно дальше от дерева, с которого она упала. Перед дождём или снегом влажность воздуха повышается, тогда шишка закрывается, чтобы сохранить семена до лучших времен, поскольку ветру легче переносить их в сухом состоянии. Достаточно бросить раскрытую шишку в воду и через час она будет уже закрытой. Вытащив из воды и поместив в духовой шкаф на 20 градусов тепла/или положить её вблизи батареи - шишка от сухости воздуха и тепла раскроется.
	
Опыт «Изменение цвета листьев в природе»
Материалы: осенние листья разных цветов, ножницы, банки (для каждой группы листьев), ступки и ложки для растирания листьев, медицинский спирт, фильтры для кофе (плотные белые салфетки).
Содержание: нужно порвать несколько зелёных листьев на небольшие кусочки и растереть в ступке до появления сока. Переложить толчёные листья в банку. То же самое сделать с листьями других оттенков. Подписать каждую банку. Взять несколько бутылочек спирта и разлить по банкам. С помощью водяной бани нагреть содержание каждой баночки. Нарезать полоски из фильтров и поместить один конец в банку, а другой свесить через край. Через 30 минут фильтры впитают пигменты. Цвет проявится, будто акварельные краски. Если смешать разноцветные листья, то пигменты все равно не смешаются, а разделятся, на фильтре образуется радуга.
Вывод: летом жилки активно поставляют листьям растений воду и минеральные вещества, листья на деревьях от этого зелёные. Такой цвет даёт листве особый пигмент — хлорофилл. Его в листьях так много, что он затмевает другие цвета. С наступлением осени жилки начинают закрываться, количество минералов уменьшается, хлорофилл покидает лист. Вот тут и начинается игра цветов. Ведь внутри листьев есть еще каротиноиды, отвечающие за жёлтый и оранжевый цвета, и антоцианы, которые дарят листьям багровую окраску.
	
Опыт «Растения дышат»
Материалы: камень для гнёта, тёплая вода, миска, лист от дерева.
Содержание: в миску с тёплой водой положить сорванный с дерева лист (не поднимай с земли, потому что листья, которые лежат на земле – грязные: в городе по ним шагают люди, бегают собаки, в лесу – грызуны) и прижать его ко дну камнем, чтобы листок полностью оказался в воде. Важно разместить сосуд на солнце. Через несколько часов внутри миски на листе и стенках миски появятся маленькие пузырьки кислорода.
Вывод: кислород выделяется каждым листом в результате фотосинтеза, растение умеет не только расти, но и дышать.
Опыт «Радужный»
Материалы: вода, сахар, пищевые красители, прозрачный стакан/сосуд.
Содержание: в отдельных сосудах смешиваем воду с различным количеством сахара и добавляем красители осенних оттенков (жёлтый, оранжевый, красный). Осторожно переливаем все жидкости в пустой стакан (внизу: вода с наибольшим кол-вом сахара, вверху: с наименьшим).
Вывод: из-за разной плотности жидкости не смешиваются.
	
Опыт «Живые осенние листья»
Материалы: глицерин, ёмкость с водой, осенние листья.
Содержание: глицерин нужно развести с горячей водой в соотношении 1/1, дать остыть. Расщепить конец каждой веточки у листочка для быстрого проникновения состава в листок. Опустить в раствор кончики листьев, через 5-6 дней листья полностью стабилизируются. Можно достать концы листьев из раствора, отрезать расщеплённые концы и поставить в вазочку.
Вывод: свойства глицерина позволяют сохранять свежесть и «живость» растений.
Наука начинается с удивления. Эксперименты с природными материалами — это безопасный и увлекательный способ познакомить ребёнка с основами физики, биологии и химии, не открывая учебников. Здесь не нужны сложные приборы — достаточно внимательного взгляда, пары баночек и горстки шишек, чтобы запустить целый цикл маленьких открытий.
Гошнаго Сиджах, педагог ДО
ГБОУ г. Москвы «Школа 777»
- Комментарии
 






























