"Игры и Игрушки" №3-2025
Как помочь ребёнку наладить общение со сверстниками?
Для того чтобы ребёнок научился общаться со своими ровесниками, ему нужно освоить определённые правила, которые обеспечат ему успешное взаимодействие. Эти правила психологи называют условиями социального успеха

Часто причиной трудностей в общении со сверстниками является застенчивость и робость ребёнка. Важно повысить его самооценку и помочь ему стать более раскрепощённым. Чтобы научить застенчивого ребёнка общаться с другими детьми, следует обратить внимание на следующие правила:
- Не выражайте открыто недовольство самим ребёнком: вы можете критиковать его нежелательные поступки, но не его как личность. Например, одну и ту же претензию можно сформулировать по-разному: «Ты снова не сказал спасибо продавщице! Почему ты такой непонятливый? Ты плохой, я тебя не люблю!» - деструктивный подход. Или «Меня очень огорчил твой поступок… Я понимаю, что тебе трудно сказать «спасибо», ты стесняешься, но продавщица могла подумать, что ты невоспитанный! Постарайся в будущем избегать таких ситуаций, ведь я тебя очень люблю» - конструктивный подход.
- Старайтесь не предъявлять слишком много требований к ребёнку, чтобы он не чувствовал себя неуверенно.
- В любое подходящее время хвалите ребёнка и демонстрируйте ему своё уважение, подчёркивая важность его мнения. Например: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».
- Чтобы помочь ребёнку научиться общаться со сверстниками, всегда поддерживайте дружелюбный тон в общении с ним. Он должен чувствовать, что его любят, ценят и уважают, а для родителей он всегда остаётся самым лучшим. С таким настроем ему будет легче воспринимать критику и возможное неприятие, с которыми он может столкнуться в реальной жизни.
- Позвольте ребёнку самостоятельно принимать решения и не критикуйте их, даже если они вам не совсем нравятся. Максимум, что вы можете сделать – это мягко высказать своё мнение о каком-либо его поступке, оставляя за ним право выбора. Кроме того, старайтесь не вмешиваться в его занятия и не помогать ему в тех случаях, когда он может справиться сам, даже если это будет нелегко.
- Если ваш ребёнок поделился с вами своей обидой, не оставляйте его наедине с этими чувствами. Выслушайте его, поддержите, объясните, кто и где мог быть неправ, чтобы он извлёк уроки и не повторял своих ошибок в будущем. Не стоит отмахиваться от его переживаний и говорить что-то вроде: «Твои проблемы – это ерунда, ты сам во всём виноват».
- Чтобы помочь ребёнку научиться общаться со сверстниками и повысить его самооценку, не стоит давить на него своим авторитетом и стремиться всегда быть правой. Помните, что для ребёнка вы и так являетесь авторитетом! Однако иногда полезно позволить ему учиться на своих ошибках и принимать собственные решения. Будет мудро с вашей стороны дать ему возможность давать вам советы и критиковать вас. Это поможет ему развить чувство собственного достоинства и самоуважение.
Чтобы помочь ребёнку научиться общаться с ровесниками, важно, чтобы у него были несколько «заготовок» в запасе. Например, можно использовать такие фразы для начала знакомства: «Привет, меня зовут Миша! Как тебя зовут? Хочешь печенья? Я могу угостить тебя!»
Чтобы помочь ребёнку научиться общаться с ровесниками, объясните ему, что начинать разговор или просить поиграть — это совершенно нормально и не стыдно. Ребёнок может сам предложить дружбу или совместную игру тому, кто ему понравился, при условии, что он не будет навязчивым.
- Важно, чтобы ребёнок усвоил «правила дружбы»: не дразнить, играть честно, не раскрывать доверенные секреты и не стремиться быть лучше других. Он должен понимать, что не хуже и не лучше остальных, поэтому уважение к чувствам окружающих является обязательным.

Примеры игр для детей на площадке
Игра «Чей голосок?»
Цель игры — развивать внимание к партнёру и слуховое восприятие. Дети садятся полукругом, а ведущий располагается спиной к ним. Один из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен угадать, чей голос он услышал.
Игра «Заколдованная тропинка»
Цель этой игры — научить детей работать в команде и поддерживать друг друга. Один из участников становится ведущим и показывает остальным, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны точно повторить его маршрут. Тот, кто сбивается с пути, превращается в ёлочку. Задача команды — спасти его и расколдовать.

Несколько рекомендаций, которые помогут детям научиться знакомиться и играть с другими детьми на площадке:
1. Организуйте регулярные «тренировки». Экспериментируйте с различными детскими площадками, игровыми зонами, кружками и секциями. Чем больше практики, тем меньше страхов, и с каждым разом у детей будет получаться лучше.
2. Поддерживайте на первых этапах. Вы можете сами спросить у понравившегося сверстника его имя или помочь организовать обмен игрушками.
3. Обучайте игре без конфликтов. Научите ребёнка делиться игрушками, наблюдать за сверстниками и искренне их хвалить.
Найдите универсальные темы для обсуждения. Обратите внимание на то, о чем говорят сверстники вашего ребёнка, какие игрушки они приносят на площадку и какие символы изображены на их одежде.
Используйте игры для знакомства. Например, можно проводить такие игры, как «Имя-цвет», «Имя-ассоциация», «Одеяло», «Эстафета знакомств» и другие.
Научите ребёнка спокойно воспринимать отказ. Отказ — это не повод для огорчения, а возможность найти другую компанию детей. Важно помнить, что к активным знакомствам ребёнок должен быть готов, и не стоит торопить его.
Екатерина Козлова, педагог-психолог,
ГБОУ Школа 1324, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии






























