"Игры и Игрушки" №3-2025
Настольные игры – прекрасный способ подготовки детей к школе
Родители детей старшего дошкольного возраста часто обращаются с вопросом, как подготовить ребёнка к школе, чтобы он был мотивированным, усидчивым, внимательным, чтобы умел контролировать себя, сдерживать свои эмоции, мог сконцентрироваться на учебных задачах. На наш взгляд успешно развить все эти качества можно играя. В первую очередь мы рекомендуем обратить внимание на настольные игры, разработанные российскими изобретателями
Настольная игра «Соты Кайе» (автор — известный инженер, изобретатель, разработчик развивающих игр для детей Виктор Августович Кайе). Игра представляет собой очень привлекательные на вид и приятные на ощупь пластины — жёлтые с одной стороны и двухцветные, жёлто-синие, с другой. Разобрав пластины на отдельные элементы, получаем аккуратные шестигранники, похожие на пчелиные соты (отсюда и название этой увлекательной многофункциональной игры). Соединяя элементы на горизонтальной плоскости, можно получить множество вариантов геометрических узоров в круге, треугольнике, квадрате и так далее, узнаваемых фигур животных, растений, транспорта.
Самая простая игра с одноцветными элементами похожа на мозаику. Составляя различные картинки по образцу (их немало в представленном авторском пособии), по заданию (придумай и собери изображение фигур из определённого количества деталей или собери отгадку на загадку), по замыслу, дети учатся выполнять задания разного уровня сложности, доводить начатое дело до конца, получая значимый для себя результат. У них тренируются очень важные для предстоящего обучения в школе качества: усидчивость, терпение, аккуратность, сосредоточенность.
Затем игровые задания усложняются. Ребята начинают использовать детали двух цветов, собирая все более сложные фигуры, такие как «робот», «пирамида», «динозавр», «кристаллы». За счёт использования деталей разного цвета и увеличения их количества возрастает сложность моделируемых фигур, появляются новые игры, правила которых дети зачастую придумывают сами. «Соты» можно использовать и как домино. Участники игры делят шестигранные детали между собой и делают ходы по очереди. Побеждает тот, кто быстрее освободится от своих сот. Играя в соты, дети учатся анализировать, находить оптимальные решения, контролировать себя, соблюдая правила.
Неоспоримым достоинством игр другого известного автора Барчан Татьяны Александровны является их вариативность. В небольшой брошюре, входящей, практически в каждый игровой комплект, подробно описаны разнообразные игры и игровые задания. Игра «Куча мала» направлена на развитие внимания, усидчивости, наблюдательности, зрительной памяти. В игре 6 сюжетных картин, 9 карточек-палитр, 6 цветных квадратов, 36 карточек с предметами, кубик с наклейками. Куча мала, одним словом! В красочной коробке четыре увлекательные игры: одна требует концентрации внимания и умения классифицировать предметы, другая – прекрасная тренировка зрительной и ассоциативной памяти, еще две игры – лото. Есть возможность в игровой форме отработать с детьми навыки классификации, счёта и сравнение групп предметов, описание сюжетных картинок.
Хочется обратить внимание на игровые пособия Татьяны Барчан из серии «Ребусы», они небольшого формата, их можно взять в путешествие и разнообразить семейный досуг разгадыванием ребусов и прохождением лабиринтов. Например, «Математические лабиринты» — это карточки, включающие в себя 40 заданий: 20 лабиринтов и 20 ребусов на темы: числовой ряд, чётные и нечётные числа, состав числа, счёт парами, упражнения на сложение и вычитание и карточки с ответами и правилами разгадывания ребусов. Игра способствует развитию логического мышления, воображения, всех видов памяти, расширяет кругозор и любознательность.
Бесспорно заслуживают внимания и игры-головоломки Владимира Ивановича Красноухова — известного изобретателя развивающих игр и механических головоломок, прекрасного популяризатора головоломок. Игра-головоломка «Слагалица» состоит из 7 игровых элементов в небольшой коробочке. Суть игры — составление жанровых картинок, фигур по заданным силуэтам или заданным свойствам.
Чтобы ребенку понравилось решать головоломки, надо правильно выбирать уровень сложности. Если с самого начала брать сложные задачи, это может вызвать негативную реакцию и даже отказ от дальнейших занятий. Лёгкие же задания интересны только поначалу, когда происходит знакомство со стратегией решения. Поэтому, как только ребёнок освоит один навык, можно давать ему задания посложнее. И здесь «Слагалица» будет незаменима. Так как в этой игре собраны задания от относительно простых до очень сложных (зачастую их используют при проведении олимпиад для старшеклассников),
Для дошкольников наиболее подходящие задания по сложению силуэтов животных, птиц, растений, предметов быта (похоже на задания к классическому танграму). Составление фигур по заданным силуэтам сложнее. Иногда сделать это можно единственным способом, а иногда есть пара десятков вариантов решения поставленной задачи.
Играя в «Слагалицу», дети развивают пространственное мышление, начинают мыслить новыми образами, учиться делать логические выводы. Головоломка вырабатывает усидчивость, внимательность, целеустремленность, воспитывает уверенность в себе, в своих возможностях, целенаправленность, умение планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, стремление доводить начатое дело до конца.
Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что настольные игры – это не просто весело, но и очень полезно.
Ирина Петрова, ст. воспитатель,
Светлана Сингаевская, воспитатель
Школа «Морозко» ДО, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Миссия невыполнима?!
- 11 маленьких советов по подготовке к большому празднику
- Креатив и фантазия – творческие наборы в помощь!
- Комментарии