"Игры и Игрушки" №3-2025
Дети-почемучки
Не секрет, что любому ребёнку свойственно быть любопытным, потому что он познаёт окружающий мир и учится коммуницировать. Почемучки могут радовать своей любознательностью, но могут и раздражать взрослых, важно не отмахиваться от надоедливых вопросов, а найти нужный подход к малышу
Возраст «Почемучек» начинается примерно с 3-х до 5-и лет, именно тогда формируется аналитическое мышление, и ребёнок начинает видеть и понимать причинно-следственную связь между предметами и явлениями. Очень важно вступать с ребёнком в диалог, когда ему это необходимо. Порой, даже получив исчерпывающий ответ на свой вопрос, дети задают его снова и снова. Ребёнок делает это не из желания надоедать родителям, как это может показаться, на это есть масса причин, например:
- малыш может задавать один и тот же вопрос, когда он не удовлетворён ответом и хочет услышать ещё больше фактов и подробностей. Вероятно, ему нравятся рассуждения взрослого по заданной теме или он хочет узнать о ней как можно больше. Но, так как ребёнок не умеет развернуто формулировать свой информационный запрос, он спрашивает так как может, используя и повторяя одни и те же фразы или слова;
- бывает и такое, что ребёнка заинтересовали определённые слова или понятия, которые использует взрослый в своей речи. Задавая один и тот же вопрос, малыш хочет убедиться, что правильно понял ответ взрослого на ранее поставленный вопрос;
- возможно ребёнку просто хочется общаться, чувствовать себя нужным и значимым, получить внимание, увидеть готовность родителя вступить с ним в диалог, а данная тема уже проверена им и подходит для дальнейшего общения;
- может такое быть, что ребёнок чувствует себя в безопасности, обсуждая любимую тему с родителем, таким образом он стабилизирует своё эмоциональное состояние в момент грусти или тревоги.
Родитель – это самый значимый взрослый, ответ которого ребёнок воспринимает как самый правильный из всех возможных. Не следует избегать внезапно возникшую у малыша потребность в общении, даже если вы говорили на эту тему буквально вчера. Ребёнка следует выслушать и без раздражения, уверенно ответить на любой вопрос, даже в случае его повторения. Ответы взрослого на детский вопрос должны быть даны доступным ребёнку языком, простыми предложениями, иначе он сможет не понять ваш ответ и через время повторить вопрос снова.
Иногда взрослый может и не знать правильного ответа, об этом можно честно сказать малышу, и взять время для изучения нужной темы. Затем подготовиться, сформулировать понятный для ребёнка ответ, и по договорённости с малышом в подходящее время обсудить интересующую его тему. Увидев, что родитель хочет найти нужную информацию, ребёнок будет стремиться поступать аналогичным способом, ему захочется стать эрудированным и он уже будет понимать, как и где искать информацию. Попробуйте найти ответы вместе: например, в детской энциклопедии, посетить детскую библиотеку, посмотреть познавательную передачу, подкрепить знания поездкой на экскурсию, в музей, зоопарк и так далее. Подобное изучение темы ребёнку очень понравится и точно запомнится.
Если малыш любознательный и с удовольствием готов изучать различные темы, обязательно развивайте его в интересных ему направлениях, сами задавайте информационный вектор, расширяя кругозор своего «почемучки», способствуйте его когнитивному развитию. Спрашивайте ребёнка, что ему больше понравилось, запомнилось в изучаемой теме, дайте ему возможность рассуждать. Не избегайте никаких тем, обо всём лучше ребёнок узнает от вас, нежели во дворе от друзей. Всегда говорите правду, чтобы ваши ответы не разочаровывали ребёнка, когда он узнает другую версию по заданной теме.
Чтобы доверие между вами и вашим ребёнком было максимально положительным в любом возрасте, укрепляйте ваше межличностное общение с ранних лет, когда малыш готов и ждёт ответов на интересующие его вопросы. Таким образом у ребёнка сформируется уверенность в себе, независимость в суждениях и умение правильно строить диалог.
Для развития когнитивных процессов, особенно мышления, существует немало игр. Когда родитель заинтересован в хорошем воспитании своего чада и с удовольствием проводит с ним время, малыш развивается спокойно и быстро. А увидев вовлечённость родителя, ребёнок стремится стать таким же умным и внимательным, что является высшей похвалой для любого родителя.
Игра – идеальный способ найти ответы, которые запомнятся
В первую очередь стоит подбирать игры, в соответствии с возрастом ребёнка, чтобы он смог понимать смысл игры, начинать следует с самого простого. Далее игры можно усложнять. Одной из самых простых, но логических игр для ребёнка является детское лото с картинками животных. Обсуждая каждую фишку, ребёнок узнает от вас, какие звуки издаёт каждое животное, как называются детёныши, какие животные дикие, а какие домашние, чем они отличаются между собой, где живут. Играя с ребёнком, родителю стоит комментировать всю информацию. малышу будут нравиться ваши комментарии, и он тоже будет рассказывать вам всё что он запомнил. Когда ребёнок узнает буквы, можно играть с ним в слова, составлять кроссворды и прочее.
Очень полезна игра в «Крокодила», более того, в неё можно играть всей семьёй! Для начала можно использовать простую версию с озвучкой, например, «гав-гав» или «кря-кря», а затем усложнять.
Полезно устраивать семейные викторины с использованием цветных карточек, играть в детское домино. Полезно делить картинки на группы, например, «фрукты» и «овощи», «мебель», «посуда», «одежда» и так далее. Полезно подбирать пару к предмету, например, игра «Кто где живёт?», вы называете животное, а ребёнок название его домика. В эту игру можно играть сначала с использованием картинок, а затем устно, не опираясь на зрительный стимул. Далее, когда ребёнку хочется более сложных заданий, можно поиграть в игру: «Что таким бывает?», для этого взрослый задаёт вопросы: «Что бывает твёрдым, кислым, длинным», а ребёнок придумывает и отвечает. Игра «Скажи наоборот», где ребёнок должен сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно, подбирать слова противоположные по значению, например, вы говорите первое слово: «длинный», а ребёнок отвечает: «короткий», вы говорите: «большой», малыш отвечает: «маленький», «сухой» – «мокрый» и прочее.
Подобных игр очень много, для сплочения семьи можно устраивать интеллектуальные вечера для всей семьи, или просто увлекательно проводить время, например, когда гуляете в парке или едете в дальнюю поездку. При желании и настроении любую минуту можно проводить с пользой, создавая счастливое и увлекательное детство для своего малыша.
Ирина Гусарова, ст. воспитатель
ГБОУ Школа № 2044, г. Москва
- Комментарии