"Игры и Игрушки" №3-2025
Как не упустить время или нормы психоречевого развития детей
Анализируя многолетний дефектологический опыт, всё чаще ловлю себя на мысли, что родители, имеющие детей с отклонениями в развитии, приходят к специалистам на консультацию или за помощью гораздо позже, чем следовало бы
А ведь в раннем детстве так велики компенсаторные возможности организма! В то же время, наверное, не найдётся ни одной мамы, которая не переживала бы за своего ребёнка, не задавалась бы вопросом: все ли у малыша в порядке в физической и интеллектуальной сфере, соответствует ли развитие ребёнка его возрастным нормам? Так почему же так часто становится упущенным драгоценное время? Почему так поздно, а иногда критически поздно, родители начинают бить тревогу? Вариантов предположений на этот счёт много. С одной стороны, родителей успокаивают окружающие: «Не волнуйся - он ещё маленький! Подрастёт, догонит сверстников!» С другой стороны, неврологи, при плановом осмотре ребёнка, больше уделяют внимания физическим параметрам развития (что, в принципе, является справедливым, так как именно моторная сфера является базисом, фундаментом для психического развития), пропуская, к сожалению, задержки или отклонения психического, речевого или интеллектуального развития. И зачастую, только оказавшись в детском саду, выявляются проблемы. Очень часто именно педагоги дошкольного учреждения становятся и первыми диагностами, и первыми помощниками, и даже первыми семейными психологами. Беседуя с родителями, практически никогда не встретишь жалоб мам на то, что и в младенческом, и в раннем возрасте ребёнок отставал в развитии. Почему же родители не замечают проблем? Это инстинкт самоуспокоения? Уход от действительности? А может просто родители не знают норм развития ребёнка? Именно об этом я и хочу сегодня поговорить. Представляю вашему вниманию нормы психоречевого развития, которые описаны в последних современных источниках специальной литературы.
Уже в первые месяцы жизни (примерно в 2-4 месяца) нужно обращать внимание на то, реагирует ли ребёнок на громкий звук, поворачивает ли голову на голос родителя, издаёт ли ответные гласные звуки. В этом возрасте должно появиться гуление – распевание, произнесение на разные интонации гласных и некоторых согласных звуков. Малыш уже не просто плачет или кричит. Он с удивлением обнаруживает, что может управлять своим голосом и даже менять громкость.
К 6 месяцам ребёнок уже должен произносить повторяющиеся слоги, состоящие из гласных и губных согласных (па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма). Эти слоги – это ещё не слова, просто такие звуки произносить ребёнку легче всего. А вот к 9-12 месяцам малыш уже должен таким образом обращаться к своим близким (мама, папа, баба…), эти звукосочетания несут смысловую нагрузку.
Ребёнок не реагирует на громкий звук? Не тянет ручки к родным взрослым? Не обнимает и не целует родителей? Не появился лепет? К году нет первых слов? Ребёнок не ищет взгляд и не реагирует радостью и оживлением на близких, не реагирует на мимику окружающих? Это повод пойти на консультацию к специалистам.
К 15 месяцам малыш указывает на называемый предмет, реагирует на мимику и настроение окружающих. К 15-18 месяцам должно быть в лексиконе малыша несколько слов, а к 2 годам –появиться простая фраза из 2 слов.
К 2,5 годам малыш должен произносить более 50 слов. В речи должны появиться глаголы и местоимение «Я»!
К 3 годам не употребляет слова «Я», «МЫ», называет себя по имени и в третьем лице? Не откликается, когда его зовут по имени (кажется, что малыш вообще вас не слышит), - это повод немедленно пойти на консультацию к неврологу! Не поворачивает голову к источнику звука? Не понимает обращённую речь? Бьёт себя по ушам или часто трёт уши? В этом случае стоит проверить слух. Не просто пойти на приём к отоларингологу, а сделать ряд инструментальных исследований и проконсультироваться у сурдолога.
К 3 годам ребёнок уже должен уметь поддержать несложный диалог, играть с другими детьми, может выполнять двухступенчатую инструкцию, показывает некоторые части тела, ребёнок может повторить за окружающими несложные действия, строить башенку по образцу, знает четыре основные цвета. Может нарисовать круг.
Конечно, каждый ребёнок - индивидуальность. Не могут все дети развиваться одинаково. И, безусловно, бывает, что малыш действительно начинает говорить гораздо позже условленных норм, но при этом не страдает его развитие в дальнейшем. И, конечно, часто дети повторяют замедленный путь развития своих родителей. И мама верит, что ребёнок, как и его родные, позже заговорит. А если не заговорит? И иногда лучше пойти на обследование, чтобы не подтвердить, а исключить какое-либо нарушение. А родители ждут до трёх, а иногда и до четырёх лет, прежде чем обратиться за помощью. Не догадываясь, что, если в этом возрасте нет речи, на это есть какая-то более весомая причина. И очень часто коррекционную работу начинать нужно с устранения или частичной компенсации этой причины. Ведь для того, чтобы появилась речь, нужно сформировать очень прочный, надёжный фундамент из сенсорной, моторной, когнитивной и эмоциональной (аффективной) сфер. И нужно помнить, что, так же как сенсорная, физическая, эмоциональная и когнитивная сферы влияют на развитие речи, так же и речь оказывает огромную роль в формировании физического и интеллектуального развития. Ведь речь - это не только средство коммуникации, но и инструмент саморегуляции и планирования своих действий.
Особенно следует не пропустить такие знаки, которые указывают на нарушение эмоциональной сферы. Родителей ребёнка должно насторожить, если малыш:
-
избегает контактов с людьми: не смотрит в глаза, не пользуется жестами, не обращается к близким взрослым с просьбой, предпочитает играть один;
-
у ребёнка нет имитации, он не повторяет действия взрослых и других детей;
-
отстаёт речевое развитие (нарушается и понимание речи, и самостоятельная речь, иногда до полного отсутствия речи) или присутствуют в речи эхолалии-повторения слов и целых фраза за другими людьми, не понимая смысла сказанного;
-
отстаёт формирование игровой деятельности, игры примитивны, отличаются стереотипиями, повторяющимися действиями с игрушками;
-
у ребёнка есть либо сенсорные предпочтения, либо непереносимость каких-то сенсорных раздражителей;
-
есть избирательность в еде;
-
остро реагирует на изменение привычного ритма жизни;
-
проявляет повышенный интерес к необычным, несвойственным для детей предметам, имеет сверхинтересы.
Если родители отмечают несколько таких звоночков, следует немедленно обратиться за консультацией медиков и педагогов. И начать получать коррекционно-развивающую помощь.
А что же может сделать мама, как она может помочь малышу развиваться ежедневно и ежеминутно, в повседневной жизни? В первую очередь, родителям таких детей следует помнить о соблюдении ребёнком режима дня! И, конечно, помнить, что в дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности. Какие же игры нужно выбрать? Как привлечь к совместной игре ребёнка, который предпочитает играть один?
Практически все дети любят подвижные и сенсорные игры. Позвольте себе вместе с ребёнком ползать, кататься по ковру, хохотать, хрюкать, мяукать, танцевать под весёлую музыку и делать все, что нравится вашему ребёнку. Главное, чтобы игры не угрожали здоровью малыша и окружающих. Понаблюдайте, каким игрушкам или даже просто предметам отдаёт предпочтение ваш ребёнок? Обратитесь к фольклорным играм, пальчиковым, музыкальным играм, играм со спортивным оборудованием. Важно помнить, что игры должны носить коммуникативную направленность. Для этого игра и сюжет должны подбираться так, чтобы ребёнок не смог играть в неё один. Вот несколько таких игр, в которые можно поиграть дома с ребёнком.
Игра «Брёвнышко» - направлена на совместную коммуникацию, развитие умения управлять мышцами своего тела. Ребёнок ложится на пол. По команде «Бревнышко!», малыш должен напрячь тело. Взрослый пытается «сломать, согнуть» какую-нибудь часть тела ребёнка, а ребёнок должен ответить мышечным сопротивлением. По команде «Стоп!» ребёнок расслабляется.
Игра «Робот» - направлена на развитие ориентировки в пространстве, умение действовать по инструкции. Ребёнок представляет себя роботом, взрослый раздаёт команды, сколько шагов и в каком направлению сделать роботу. Для того, чтобы поддержать интерес малыша, можно выполнять это задание для того, чтобы найти спрятанный, интересующий ребёнка предмет.
Игра «Черепаха» - направлена на развитие соматогнозиса, произвольного внимания.
Взрослый берёт большую прищепку или варежку-прихватку. И взрослый, и ребёнок ползают на четвереньках под слова:
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха.
Хочет укусить тебя за…
Взрослый называет часть тела ребёнка и немного останавливается, давая возможность спрятать эту часть тела, а потом пытаемся ущипнуть (укусить).
Игра «Тики-так» - взрослый и ребёнок встают либо лицом друг к другу, либо взрослый стоит за спиной ребёнка. Ноги и руки широко расставить, взяться руками друг за друга. Раскачиваемся вместе, держась за руки, в разные стороны.
Тики-так. Тики-так,
Так ходики стучат.
Раскачивание, руки согнуть в локтях, выполняем вращательные движения.
Таки-так, таки-так.
Так колеса стучат.
Раскачиваемся. Стучим кулаками друг по другу.
Туки-ток, туки-ток.
Так стучит молоток.
Раскачиваемся, отрывая по очереди то одну, то другую ноги.
Токи-ток, токи-ток.
Так стучит каблучок.
Ребёнок предпочитает музыкальные игрушки? Используйте это как сильную сторону! Из любых одинаковых коробочек (бутылочки из-под детских питьевых йогуртов, яйца от киндер-сюрприза) можно сделать парные звучащие контейнеры, заполнив их сыпучими предметами. Это могут быть крупы, бусины, камушки и другие, издающие звуки разного характера, предметы. Можно учить подбирать коробочки по образцу, а можно поиграть в игру «Найди пару». Особенно многих детей увлекает подбор к картинкам звуков природы или животных, которые можно скачать из интернета. А картинки взять в любой детской книжке.
Малыш обнюхивает все предметы? Значит ведущий сенсорный канал – обонятельный. Сделайте ароматное лото! Возьмите небольшие мешочки или просто заверните в красивую шуршащую бумагу зёрнышки кофе, листья мяты, дольки лимона, ароматное мыло, ваниль и всё то, что может понравиться ребёнку. Покажите, как выглядят эти предметы. Этим вы не только повысите мотивацию и интерес ребёнка к совместной деятельности, но и обогатите его словарь и представления об окружающей действительности.
И возьмите в помощь педагогов и медиков. Ведь только командная работа по выстраиванию и реализации индивидуального коррекционно-образовательного маршрута поможет вашему ребёнку быстрее развиваться и становиться с каждым днём увереннее в своих силах.
Татьяна Рукавицына, учитель-дефектолог
высшей квалификационной категории,
ГБОУ 236, г. Москва
- Комментарии