"Игры и Игрушки" №3-2025
Психическое здоровье детей и факторы, провоцирующие нарушения
За последние два десятилетия исследования социологов по всему миру, связанные с оценкой жалоб на психическое и соматическое состояние детей, заставляют специалистов всё чаще говорить о резком увеличении целого комплекса нарушений. Самыми распространёнными среди детей, подростков и молодёжи являются: психосоциальный стресс, депрессия, тревожные состояния, агрессия, синдром дефицита внимания, апатия, отсутствие мотивации
Любое из этих нарушений может перерастать в серьёзное психическое расстройство, если помощь не будет оказана своевременно. Статистика свидетельствует о том, что от 60 до 70 процентов современных детей нашей страны на сегодняшний день имеют психические нарушения, что очень настораживает исследователей. Сегодня проблема психического здоровья выходит на первое место, особенно учитывая количество родителей, которые обращаются за помощью для своих детей. Таким образом, чтобы родителям понимать, когда следует обращаться за помощью, им стоит повышать свою компетентность в данном вопросе. Психологам, для предупреждения проблем среди населения, следует чаще говорить о факторах, провоцирующих стресс у детей, чтобы не допускать распространения проблемы.
Факторы, влияющие на нарушения психического здоровья
Стресс – это ответная реакция организма на внешнее давление. Чтобы предотвратить стресс, нужно вовремя распознать его причины или травмирующие факторы. Вот основные из них: информационные перегрузки, бесконтрольный просмотр психотравмирующих передач; дисгармония семейных отношений; снижение уровня социальных контактов, отгороженность, одиночество; экономическая нестабильность. Поговорим подробно о каждом факторе, что приводят современных детей к стрессу.
Информационные перегрузки, бесконтрольный просмотр психотравмирующих передач. Доступность любой информации, не выходя их дома – это конечно технологический прорыв, но, к сожалению, информация не всегда бывает полезной и является губительным фактором для неокрепшей детской психики, у которой ещё не сформирована стабильная стрессоустойчивость. Родители должны внимательно следить за тем, что именно дети смотрят в Интернете и по телевизору. Более того, даже просмотр безобидного мультфильма должен быть ограничен по времени, в зависимости от возраста ребёнка. Дело в том, что в каждой возрастной категории дети способны удерживать внимание и не перегружаться по-разному: 3-4 года -15 минут; 4-5 лет – 20 минут; 5-6 лет – 25 минут; 6-7 лет – 30 минут; 7-8 лет – не более 45 минут.
Кроме того, информационные перегрузки часто случаются у детей на фоне погони родителей за ранним развитием и чрезмерной вовлеченностью ребёнка в дополнительное образование (кружки, секции, спорт и так далее). Следует помнить, что в дошкольном возрасте у малыша ведущей деятельностью является игра, в которой он познаёт мир, она должна быть в приоритете. Обучение до 7 лет должно происходить в игровой форме, а появление ответственности и завышенные требования от родителей, высокий спрос за достижения в таком возрасте могут приводить к стрессу и таким последствиям как логоневроз, тики, энурез и так далее.
Дисгармония семейных отношений крайне негативно влияет на ребёнка. Родители являются самыми значимыми фигурами, и детская психика просто разрушается при возникновении отрицательных эмоций во время ссор и недопониманий у родителей. Малыш всегда чувствует любую эмоциональную нестабильность и негативную атмосферу. В каждой семье бывают разногласия, но взрослые люди обязаны уметь мирно решать свои недопонимания, договариваться. В семьях, где царит любовь, доверие, юмор - ребёнок развивается благополучно согласно своему возрасту.
Снижение уровня социальных контактов, отгороженность, одиночество. Всем известно, что человек – это существо социальное и ему необходимо с самого детства общаться с другими людьми. Современный спад общения обусловлен тем, что любые ресурсы становятся доступными прямо из дома и не предполагают индивидуального общения. В магазинах кассы самообслуживания, на вокзалах стоят терминалы для покупки билетов, любые продукты и товары ежедневного обихода можно заказать через интернет и их доставят прямо к двери, общаться и знакомиться можно через Интернет, не глядя на собеседника. Соответственно человек сегодня оторван от общества, дети с рождения испытывают недостаток социального взаимодействия и поддержки. Дети не могут научится общению, так как не видят примера родителей, они испытывают в дальнейшем тревогу при необходимости взаимодействия с людьми. Многие семьи ведут отгороженный образ жизни ради безопасности и сознательно создают вокруг себя изоляцию. Некоторые семьи погружаются в сеть Интернет и не замечают, как отдаляются друг от друга. Дети, которые вырастут в такой семье будут испытывать чувство одиночество даже среди большого количества людей – в школе, институте, на работе.
Экономическая нестабильность родителей является социально-экономическим фактором, негативно влияющим на психику ребёнка, это может быть связано с неудовлетворительным материальным благополучием, где родители вынуждены много времени проводить на работе и мало внимания уделять своим детям из–за недостатка времени и сильной усталости в конце дня. В семье, где царит экономическая нестабильность, родители вынуждены постоянно думать о жилищно-бытовых проблемах, в гонке за материальной стабильностью, что вызывает тревогу и невроз. Тревожная атмосфера является травмирующим фактором для любого ребёнка, а экономические трудности влияют на образование, здоровье и возможности для развития.
Очевидно, что не все проблемы можно решить просто и быстро. Но своевременное обнаружение проблем способствует их устранению. Информирование и просвещение родителей очень важный фактор для правильного и гармоничного развития детей. Кроме того, в семьях следует использовать игры, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, упражнения для релаксации, дыхательные гимнастики, игры на сплочение, которые будут полезны как детям, так и взрослым. А при обнаружении психологической проблемы у себя или у ребёнка, родителям следует своевременно обращаться к специалистам.
Ирина Цыганова,
педагог-психолог
ГБОУ Школа № 2044
- Комментарии