"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2016
Обучающее пособие «Как прекрасен этот мир»
Сюжетно-игровое, многофункциональное, сенсомоторное, дидактическое панно «Как прекрасен этот мир» для детей любого дошкольного возраста
Комплект пособия состоит из:
Дидактическое панно может быть использовано в непосредственно образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, развитию речи. Оно прекрасно подходит для обыгрывания различных сюжетов, служит фоном для показа мини-спектаклей с использованием разных видов настольных театров, а также способствует развитию любознательности детей. Оно предоставляет самые разнообразные возможности для работы педагогов ДОО, помогает усвоению обучающего материала дошкольниками, обеспечивает наглядность и действенность обучения. Комплект является универсальным, интерактивным и безопасным для детей. Детали учебного комплекта изготовлены из фетра, войлока, шёлковых лент и шерстяной ткани.
Общие методические рекомендации
Интересны для детей эвристические беседы, которые можно проводить во время разных форм организации деятельности воспитанников.
Возможные вопросы для эвристической беседы:
- Когда вы думаете о лесе, о чём в первую очередь вы вспоминаете?
- Как вы думаете, без чего или без кого лес не мог бы существовать?
- Закончите предложения:
Если бы из леса улетели птицы, то….
Если бы в лесу не было ягод, то…
Если бы из леса убирались все сухие деревья и выкорчёвывались все пни, то…
Если бы в лесу вырубили все кусты, то..
Если бы люди никогда не ходили в лес, то…
Какой лес, по вашему мнению, можно назвать по-настоящему запущенным?
Что в лесу является мусором, а что нет?
- Кого из обитателей леса можно назвать лесным доктором?
- Если бы вы встретили в лесу лесовичка, о чём бы вы его спросили?
Примеры дидактических игр по развитию речи:
Детям предлагается из изображений, прикреплённых к панно, найти тех, кто летает, ползает, прыгает.
Взрослый убирает с панно один предмет и предлагает назвать, чего не стало. Не стало: облачка, птички, бабочки, ёжика.
Детям предлагается образовать уменьшительные формы от исходных слов и словосочетаний. Птица – птичка, дерево – деревце. Серая туча – серенькая тучка, колючий ёж – колюченький ёжик.
Детям предлагается образовать форму множественного числа от исходных слов: река – реки, облако – облака.
Детям предлагается проговорить числовую последовательность: 1 птичка – 2 птички – 3 птички – 4 птички – 5 птичек. 1 разноцветная бабочка – 2 разноцветные бабочки и так далее.
Детям предлагается подобрать как можно больше слов-признаков к данному предмету. Бабочка – красивая, пестрая, маленькая, разноцветная, пятнистая, легкая.
Детям предлагается образовать различные глагольные формы. Птичка – к дереву подлетела, от дерева улетела, с ветки слетела, из куста вылетела.
Детям предлагается найти все предметы, в названиях которых один (два, три, четыре) слога.
Один слог: мышь, куст, лист.
Два слога: туча, трава, ветка, цветы.
Три слога: дерево, облака, снежинки, ягоды, бабочка, радуга.
На панно расположены предметы. Детям предлагается назвать, где они находятся. Бабочка слева от дерева, мышка справа от улитки, пчёлка над цветком.
При работе с панно ребёнок многократно прикрепляет и снимает атрибуты, что способствует развитию его сенсорных ощущений и мелкой моторики, стимулирует развитие речи и творческих способностей. Игры с использованием обучающего пособия вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают познавательную активность.
Комплект пособия состоит из:
- учебного панно размером 120 × 200 см, в центре которого закреплены ствол и крона дерева;
- набора птиц;
- набора животных;
- набора листьев и цветов;
- набора насекомых;
- набора контурных картинок с отсутствующими элементами (солнце без лучей, заяц без ушек, птичка без крыльев) живой и неживой природы;
- комплекта прищепок разного размера и цвета для восстановления недостающих деталей предметов.
Описание учебного пособия
Работа с пособием направлена на закрепление знаний детей о природе и характерных признаках времён года, о животном и растительном мире, развитие связной речи, закрепление умения составлять небольшие предложения и рассказы, развитие мелкой моторики, внимания, мышления, воображения, развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование лексико-грамматических категорий родного языка.Дидактическое панно может быть использовано в непосредственно образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, развитию речи. Оно прекрасно подходит для обыгрывания различных сюжетов, служит фоном для показа мини-спектаклей с использованием разных видов настольных театров, а также способствует развитию любознательности детей. Оно предоставляет самые разнообразные возможности для работы педагогов ДОО, помогает усвоению обучающего материала дошкольниками, обеспечивает наглядность и действенность обучения. Комплект является универсальным, интерактивным и безопасным для детей. Детали учебного комплекта изготовлены из фетра, войлока, шёлковых лент и шерстяной ткани.
Общие методические рекомендации
Интересны для детей эвристические беседы, которые можно проводить во время разных форм организации деятельности воспитанников.
Возможные вопросы для эвристической беседы:
- Когда вы думаете о лесе, о чём в первую очередь вы вспоминаете?
- Как вы думаете, без чего или без кого лес не мог бы существовать?
- Закончите предложения:
Если бы из леса улетели птицы, то….
Если бы в лесу не было ягод, то…
Если бы из леса убирались все сухие деревья и выкорчёвывались все пни, то…
Если бы в лесу вырубили все кусты, то..
Если бы люди никогда не ходили в лес, то…
Какой лес, по вашему мнению, можно назвать по-настоящему запущенным?
Что в лесу является мусором, а что нет?
- Кого из обитателей леса можно назвать лесным доктором?
- Если бы вы встретили в лесу лесовичка, о чём бы вы его спросили?
Игра «Старичок-лесовичок»
Один из детей – старичок-лесовичок, который знает всё о лесе. Другие дети по очереди задают ему разные вопросы о жизни леса. Если лесовичок не может ответить на какой-либо вопрос, то лесовичком становится тот из детей, кто задал этот вопрос или тот, кто смог ответить на вопрос. Побеждает тот, кто дольше всех продержится старичком-лесовичком.Игра «Кто и где в лесу живёт»
На доске демонстрируются картинки, на которых изображено всё, что есть в лесу: трава, пень, сухое дерево, сухая листва, хвоя, хворост. Дети делятся на группы: одна группа – птицы, другая – насекомые, третья – звери. Каждая группа рассказывает о том, что с ними произойдёт, если в лесу не будет того, что есть на картинках.Примеры дидактических игр по развитию речи:
«Кто как передвигается?»
Цель: классификация предметов по способу передвижения.Детям предлагается из изображений, прикреплённых к панно, найти тех, кто летает, ползает, прыгает.
«Чего не стало?»
Цель: практическое употребление падежных конструкций.Взрослый убирает с панно один предмет и предлагает назвать, чего не стало. Не стало: облачка, птички, бабочки, ёжика.
«Назови ласково»
Цель: формирование навыка образования уменьшительной формы существительных и прилагательных.Детям предлагается образовать уменьшительные формы от исходных слов и словосочетаний. Птица – птичка, дерево – деревце. Серая туча – серенькая тучка, колючий ёж – колюченький ёжик.
«Один-много»
Цель: развитие навыка образования множественного числа существительных в именительном падеже.Детям предлагается образовать форму множественного числа от исходных слов: река – реки, облако – облака.
«Посчитаем»
Цель: развитие навыка согласования существительного и числительного, прилагательных, существительных и числительных.Детям предлагается проговорить числовую последовательность: 1 птичка – 2 птички – 3 птички – 4 птички – 5 птичек. 1 разноцветная бабочка – 2 разноцветные бабочки и так далее.
«Какой (какая, какое, какие)?»
Цель: развитие навыка согласования прилагательного и существительного.Детям предлагается подобрать как можно больше слов-признаков к данному предмету. Бабочка – красивая, пестрая, маленькая, разноцветная, пятнистая, легкая.
«Опиши действие»
Цель: практическое употребление приставочных глаголов.Детям предлагается образовать различные глагольные формы. Птичка – к дереву подлетела, от дерева улетела, с ветки слетела, из куста вылетела.
«Раздели слово на слоги»
Цель: совершенствование навыка деления слов на слоги.Детям предлагается найти все предметы, в названиях которых один (два, три, четыре) слога.
Один слог: мышь, куст, лист.
Два слога: туча, трава, ветка, цветы.
Три слога: дерево, облака, снежинки, ягоды, бабочка, радуга.
«Что где?»
Цель: развитие ориентировки в пространстве.На панно расположены предметы. Детям предлагается назвать, где они находятся. Бабочка слева от дерева, мышка справа от улитки, пчёлка над цветком.
Составление сказок, обыгрывание различных сюжетов
Данное пособие можно использовать для составления творческих рассказов, сказок от имени природных объектов, обыгрывания различных сюжетов. С помощью атрибутов дерево можно изменить в соответствии с определённым временем года, или, добавив сказочных героев и другие детали, оказаться в сказке.При работе с панно ребёнок многократно прикрепляет и снимает атрибуты, что способствует развитию его сенсорных ощущений и мелкой моторики, стимулирует развитие речи и творческих способностей. Игры с использованием обучающего пособия вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, повышают познавательную активность.
Анна Минаева, учитель-логопед школьного отделения № 2,
Ирина Жукова, методист дошкольного отделения
Ирина Жукова, методист дошкольного отделения
№ 4 ГБОУ «Школа № 1130», Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку