"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2016
Игра – как средство развития речи
Речевые игры разной направленности для детей младшего дошкольного возраста
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. В данный период очень важно максимально воздействовать на процесс формирования речевого аппарата и овладение речью.
Для нормального развития речи необходимо получение ребёнком новых ярких впечатлений, создание непринуждённой обстановки. С этой целью в рамки непосредственно-образовательной деятельности прочно вошла игровая деятельность.
Содержание игр позволяет использовать их и во всех режимных моментах. Создавая систему игр по развитию речи, большое внимание необходимо уделить развитию всех сторон устной речи: грамматического строя, звукопроизношения, словаря.
В этом возрасте ребёнок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Для формирования грамматического строя речи необходимо регулярно организовывать специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имён существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных.
Для формирования грамматического строя речи я проводила такие дидактические игры по развитию речи: «Чего не стало?», «Прятки», «Поручения», «Разложи картинки». С целью совершенствования активной речи ребёнка – игры: «Про кого я говорю», «Скажи, какой?», «Исправить ошибку», «Кто больше увидит и назовёт», «Что напутал Буратино?», «Какая кукла», «Сравни кукол», «Сравни медвежат», «Найди по цвету».
Вне занятий с детьми разучиваются стихи, потешки. При этом необходимо обращать внимание воспитанников на громкость, чёткость произнесения слов, фраз, на правильное использование темпа, интонационных средств выразительности.
Кроме того, в свободное от занятий время предлагаю организовывать и проводить игры и дидактические упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, речевого слуха. Например, «Крикнем громко-громко, пусть боятся волки», «Будем тише говорить, чтоб медведя не будить», «Скажем на ушко секрет для подружки».
Для совершенствования у детей звуковой культуры речи подходит дидактическое упражнение «Погреем ручки». Детям предлагается сделать глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, щёки не надувать) и медленный плавный выдох через рот, «согревая» сложенные вместе ладони.
Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Поэтому рекомендую игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха, которые приучают ребёнка слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука.
В игровой форме можно приучить малыша сравнивать и сопоставлять предметы, находить в них общее, указывать, чем они отличаются друг от друга. Например, дайте ребёнку две разные игрушечные машины и предложите ему ответить, одинаковые машины или нет, чем они отличаются, что у них общего. Можно сопоставлять и сравнивать предметы, изображённые на рисунках.
На данном возрастном этапе ребёнок уже может объединять однородные предметы, группировать их, называть одним словом (рубашка, кофта, майка –одежда). Чтобы закрепить его знания об этих предметах, предложите поиграть: «Что можно отнести к одежде (к посуде, к мебели)?» Усложняя задание, можно предложить ребёнку перечислить те предметы одежды, которые носят зимой (летом), или перечислить предметы, относящиеся к столовой (чайной) посуде. Такие задания активизируют словарь ребёнка.
Вводить в активный словарь глаголы можно через дидактическое упражнение «Что делает?» (по картинкам). Повар – варит, жарит, моет, чистит, режет. Обогащать словарный запас качественными прилагательными с помощью упражнения «Скажи, какие» (по картинкам). Снег какой? Белый. Учить подбирать слова с противоположным значением поможет дидактическое упражнение «Скажи наоборот». Воробей маленький, а ворона –(большая).
Игра – это самое благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомства с окружающим миром и наиболее доступный и интересный способ переработки, выражения эмоций и переживаний. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. В данный период очень важно максимально воздействовать на процесс формирования речевого аппарата и овладение речью.
Для нормального развития речи необходимо получение ребёнком новых ярких впечатлений, создание непринуждённой обстановки. С этой целью в рамки непосредственно-образовательной деятельности прочно вошла игровая деятельность.
Содержание игр позволяет использовать их и во всех режимных моментах. Создавая систему игр по развитию речи, большое внимание необходимо уделить развитию всех сторон устной речи: грамматического строя, звукопроизношения, словаря.
В этом возрасте ребёнок легко запоминает и усваивает основные грамматические формы. Для формирования грамматического строя речи необходимо регулярно организовывать специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имён существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных.
Для формирования грамматического строя речи я проводила такие дидактические игры по развитию речи: «Чего не стало?», «Прятки», «Поручения», «Разложи картинки». С целью совершенствования активной речи ребёнка – игры: «Про кого я говорю», «Скажи, какой?», «Исправить ошибку», «Кто больше увидит и назовёт», «Что напутал Буратино?», «Какая кукла», «Сравни кукол», «Сравни медвежат», «Найди по цвету».
Вне занятий с детьми разучиваются стихи, потешки. При этом необходимо обращать внимание воспитанников на громкость, чёткость произнесения слов, фраз, на правильное использование темпа, интонационных средств выразительности.
Кроме того, в свободное от занятий время предлагаю организовывать и проводить игры и дидактические упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, речевого слуха. Например, «Крикнем громко-громко, пусть боятся волки», «Будем тише говорить, чтоб медведя не будить», «Скажем на ушко секрет для подружки».
Для совершенствования у детей звуковой культуры речи подходит дидактическое упражнение «Погреем ручки». Детям предлагается сделать глубокий вдох через нос (плечи не поднимать, щёки не надувать) и медленный плавный выдох через рот, «согревая» сложенные вместе ладони.
Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Поэтому рекомендую игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха, которые приучают ребёнка слышать и дифференцировать разнообразные звуки, отличать на слух одни звуки от других, находить источник звука.
- «Угадай, что я делаю». Ребёнок отворачивается и закрывает глаза. Воспитатель (а после и дети) двигает стул, ходит по группе, наливает в чашку воду, заводит часы, стучит по столу. Ребёнок называет действия, которые производит взрослый.
- «Угадай, чья эта песня». Ребёнку предлагается внимательно послушать и запомнить, как поёт водичка (чётко и протяжно произнесите звук [с]: с-с-с...) и как поёт комарик (отчётливо и протяжно произнесите звук [з]: з-з-з...). Затем, попеременно произносится то звук [с], то звук [з], ребёнок должен угадать, когда поёт водичка, а когда – комарик.
- «Угадай, где стучит дятел». Имитируется стук дятла клювом по дереву – то тихо, то громко. Ребёнок должен сказать, где стучит дятел – близко или далеко.
В игровой форме можно приучить малыша сравнивать и сопоставлять предметы, находить в них общее, указывать, чем они отличаются друг от друга. Например, дайте ребёнку две разные игрушечные машины и предложите ему ответить, одинаковые машины или нет, чем они отличаются, что у них общего. Можно сопоставлять и сравнивать предметы, изображённые на рисунках.
На данном возрастном этапе ребёнок уже может объединять однородные предметы, группировать их, называть одним словом (рубашка, кофта, майка –одежда). Чтобы закрепить его знания об этих предметах, предложите поиграть: «Что можно отнести к одежде (к посуде, к мебели)?» Усложняя задание, можно предложить ребёнку перечислить те предметы одежды, которые носят зимой (летом), или перечислить предметы, относящиеся к столовой (чайной) посуде. Такие задания активизируют словарь ребёнка.
Вводить в активный словарь глаголы можно через дидактическое упражнение «Что делает?» (по картинкам). Повар – варит, жарит, моет, чистит, режет. Обогащать словарный запас качественными прилагательными с помощью упражнения «Скажи, какие» (по картинкам). Снег какой? Белый. Учить подбирать слова с противоположным значением поможет дидактическое упражнение «Скажи наоборот». Воробей маленький, а ворона –(большая).
Игра – это самое благоприятное условие для развития речи, обогащение словаря, знакомства с окружающим миром и наиболее доступный и интересный способ переработки, выражения эмоций и переживаний. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.
Галина Скарлыгина, воспитатель МДОУ Д/с № 150, г.Магнитогорск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку