"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2016
Вперёд навстречу приключениям!
Мы завершили начатый в сентябре цикл психолого-логопедических занятий с воспитанниками подготовительной к школе группы и хотим поделиться своим опытом с вами, уважаемые коллеги. В мае была проведена финальная встреча, имеющая целью обобщить пройденный материал и подготовить воспитанников к переходу из мира дошкольного к новому неизведанному яркому увлекательному миру школьников. Основой речевой деятельности являлась работа по закреплению навыка различения понятий «звуков» и «букв» и умения путём анализа составлять из заданных звуков и букв слова. Занятие вновь проводилось в спортивном зале. Это позволило, как и ранее, обогатить деятельность детей наличием заданий на расслабление мышечного тонуса (так называемых «релакс-упражнений») и включить нехарактерные для «кабинетных» занятий игры со спортивным оборудованием.
Цель: закрепление умений детей выделять первый звук в слове, называть слова на заданную букву, составлять из заданных звуков слова типа «СГС», «СГСГ», развитие творческого потенциала участников.
Речевые задачи:
- активизировать cловарь прилагательных;
- развивать темпо-ритмические стороны речи;
- формировать целенаправленное внимание;
- развивать зрительную и тактильную память;
- формировать моторную ловкость, развивать зрительно-моторную координацию, быстроту ориентации в пространстве, согласованность движений;
- развивать произвольность.
- воспитывать любознательность;
- воспитывать организованность в работе;
- создавать атмосферу сплочённости и доверия.
- карточки с заданием «Найди лишний предмет». На картинках изображены слова «свет», «машина», «росток», «сливы» (лишнее слово «машина») и «повар», «крыса», «работа», «ловушка» (лишнее слово «ловушка»);
- карточки с заданием «Составь слово». На картинках изображены слова «нора», «озеро», «скакалка»; «жёлудь», «усы», «крот»; «волосы», «арбуз», «зонт», «акула»; «ласточка», «улитка», «чайник», «игрушки».
Ход занятия
Психолог: Ребята, сегодня мы отправляемся в далёкое путешествие. Поднимаемся на корабль и ждём отплытия. Погода пасмурная, начинает капать мелкий дождик. Так же, как падают капельки на землю и воду, давайте поздороваемся и мы друг с другом: «Здрав-ствуй-те» (отрывисто и тихо).Логопед: Скоро мы доплывём до волшебного острова, где нам необходимо отыскать клад. Для это нужно будет выполнить много сложных заданий. Мы справимся?
Дети: Да!
Психолог: Сойти на берег сможет тот, кто аккуратно передаст другому фонарик. (Формирование моторной ловкости.) Поглядим на карту: нас ожидают препятствия в виде реки, гор, болота, пальмовой рощи.
Логопед: Нас встречает река. Чтобы перебраться через неё, нужно подобрать слова-признаки. (Активизация cловаря прилагательных. Игра с мячом.)
Река течёт в горах, значит, она какая? (Горная.)
Она течёт быстро, значит, какая? (Быстрая.)
В ней глубоко – ... (Глубокая.)
В ней холодно – ... (Холодная.)
В ней чисто – ... (Чистая.)
Прозрачно – ... (Прозрачная.)
Если на дворе зима, река какая – ... (Замерзшая.)
Если она замёрзла – ... (Ледяная.)
Если на ней опасно – ... (Опасная.)
Если другой берег не виден? (Широкая.)
А наоборот – если её легко переплыть? (Узкая.)
Далеко простирается (тянется)? (Длинная.)
Переберёмся через реку, перепрыгнув её. (Дети перепрыгивают через гимнастический модуль.)
Логопед: Теперь мы подошли к горе. У её подножия лежат буквы. (Называние слов на заданную букву.) Чтобы перебраться через гору, нужно выполнить вот какое задание: ходим медленно около горы, под команду «Стоп» берём карточку с буквой и называем слово, которое начинается на букву, указанную на взятой карточке. (Выполнение задания.) У нас блестяще всё получается! (На партах лежат индивидуальные карточки с заданием «Найди лишний предмет».)
Логопед: Давайте устроим привал. (Дети садятся за парты.) Здесь нас поджидает новое испытание. Нам кто-то прислал непонятные письма. Нужно назвать все предметы, изображённые в письмах, и обвести в круг лишний предмет. (Звуко-буквенный анализ и синтез слов, развитие слуховой памяти. Детям выдаются новые карточки с заданием «Составь слово».)
Логопед: Ребята, нам необходимо назвать предметы на картинке, выделить первый звук в словах и составить новое слово из выделенных звуков. Что получилось? (Ответы детей.)
Психолог: Что происходит, когда кто-то попадает в болото? Левая нога застряла – нужно вытащить её. (Дети показывают.) Теперь и правую затянуло – достаём. Уф, выбрались! (Психогимнастика. Упражнение «Болото». После дети садятся за парты.)
Логопед: Новый привал. Давайте вспомним и покажем левую руку, правую. Назовите, что в спортивном зале слева? Что справа? (Развитие зрительно-моторной координации. Графический диктант.) А теперь ставим карандаш на точку на листе бумаги. От точки двигаемся вниз на 4 клетки, далее вправо на 8 клеток, вверх на 4, влево на 8, вверх вправо по диагонали на 2 клетки, вправо на 4 клетки и вниз вправо по диагонали на 2 клетки. Что у нас получилось? (Сундучок.) (Создание атмосферы доверия. Психолог выносит сундучок, в котором лежат нарисованные на недавнем занятии улыбчивые лица.)
Психолог: А вот и он! А в нём – улыбки! Кому вы их подарите? Можно принести домой и подарить родным, а можно оставить до осени и поделиться улыбкой с новыми школьными друзьями!
Логопед: Ребята, давайте вспомним, что же мы сегодня делали.
Психолог: А теперь собираемся в обратный путь. Для того чтобы попасть на корабль, нужно аккуратно передать друг другу свечку. Мы уплываем с волшебного острова, а впереди вас ждут новые путешествия и открытия. Какие-то будут сложными и покажутся невыполнимыми, какие-то будут простыми… Главное, помните, что у вас всё получится! Вперёд навстречу приключениям!
Ольга Алфёрова, учитель-логопед ГБОУ СОШ №2114 (СП №1825), г.Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии