"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Что такое лес?
Цель: систематизировать представления детей о лесном сообществе, о правилах безопасного поведения в природе.
Образовательные задачи:
- совершенствовать знания детей о лесе;
- расширять знания о лекарственных растениях, произрастающих в лесу;
- закреплять умение находить и объяснять на примерах соответствия;
- повторить правила поведения в лесу.
- способствовать формированию навыка связных высказываний;
- развивать быстроту реакции.
- воспитывать умение работать совместно со сверстниками;
- формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям.
Ход занятия
(Звучит аудиозапись «голоса птиц». Воспитатель читает стихотворение В. Цирульниковой «Спасите лес».)Воспитатель: Лес – дом большой для птиц, зверей,
Найдёшь ты в нём живой ручей…
Подумай, как спасти нам лес,
Ведь в нём полным-полно чудес!
Воспитатель: О чём же сегодня пойдёт речь? (Ответы детей.) Сегодня мы с вами будем разговаривать о лесе. А что такое лес? Как вы думаете, ребята? (Ответы детей.) А проверить ваши предположения, нам поможет волшебная юла ответов. Для этого нам нужно прокрутить юлу, и она нам покажет ответ. (Ребёнок раскручивает юлу, стрелка которой указывает на сектор со знаками.)
Воспитатель: Стрелка юлы показывает нам первый ответ: «Зелёный крест»! Ребята, что же это означает? (Ответы детей.) Смотрите, здесь на лесной полянке такой же знак. Посмотрите на карточки, что на них изображено? (Подорожник, мать-и-мачеха, земляника, ромашка, крапива). Все ли эти растения произрастают в нашем крае? Ребята, а могут ли нам пригодиться эти растения? (Проводится дидактическая игра «Растения – зелёная аптека».)
Воспитатель: Подорожник помогает залечивать раны, травмы и ушибы, помогает при укусе насекомых. Крапива останавливает кровотечение, убивает микробы. Ромашка помогает при болезни горла, успокаивает. Мать-и-мачеха – сушеные листья растения помогают при простуде. Земляника – земляничное варенье помогает нам вылечить простуду. Теперь вы знаете, что лес - это зелёная аптека! Но для того, чтобы вернуться к ответному кубику, нам нужно вспомнить некоторые правила поведения в лесу: не рвать цветы, не топтать растения. (Воспитатель показывает карточки, а дети объясняют правила.) Забирайте правила с собой на память. Что же ещё означает лес? Раскручивайте юлу. На секторе изображён дом. Что это может обозначать? (Дети подходят к знаку с изображением дома, на нём прикреплены карточки в виде листьев с загадками.) Ребята, нужно очистить дом от листьев. (Дети собирают листья, обнаруживают, что на них что-то написано.) Ребята, лес нам предлагает разгадать загадки, и может быть, мы узнаем, чем ещё может служить наш карельский лес. А отгадки вы можете выбрать среди картинок. (Дети выбирают отгадки среди картинок. Проводится дидактическая игра «Отгадай загадки».)
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой - всё равно он будет мой! (Дятел.)
Ёлки, как и я в иголках, жить колючим мне уютно,
Избегают меня волки, колкий шар им скушать трудно. (Ёж.)
Днём спит, ночью летает,
Прохожих в лесу пугает. (Сова.)
Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)
Вот сколько разных животных и птиц живёт в нашем лесу, поэтому вы ответили правильно, лес – это дом для животных! Но чтобы вернуться к юле, вам нужно рассказать о некоторых правилах поведения в лесу: не разрушать муравейники, не пугать птиц, не разорять гнезда птиц, не брать животных домой. (Дети возвращаются к юле.)
Воспитатель: На какой сектор теперь указывает стрелка юлы?
Дети: Тарелка.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что обозначает тарелка? (Дети подходят к знаку, на котором изображена тарелка, около него стоят вёдра с мелкими шариками, в которых спрятаны предметы.) Вам нужно будет опустить руку в ведро с шариками, найти предмет, назвать его, не доставая, и сказать, для чего он нужен. (В вёдрах спрятаны жёлуди, шишки, кора, грибы, ягоды, бутылка воды, орехи, трава. Дети поясняют, кто, чем питается. Проводится дидактическая игра «Кому пригодятся дары леса?».) Теперь мы можем ответить на вопрос, чем ещё является лес?
Дети: Лес – это пища для животных, птиц, человека.
Воспитатель: Чтобы вернуться, расскажем правила поведения в природе: не собирать незнакомые грибы, ягоды, растения. (Дети возвращаются к юле.) Чем же ещё может являться лес? (Выпадает изображение «Дети играют».) Как вы думаете, что же означает это изображение? Идёмте скорее проверять! (Дети подходят к изображению.) Смотрите, ребята, тут картинка какая-то! Что бы это значило?
Дети: Дети отдыхали, оставили непотушенный костёр, мусор.
Воспитатель: Правильно ли сделали дети? Чего ещё нельзя делать, когда ты отдыхаешь на природе? (Дети поясняют картинки с правилами поведения в природе.)
Дети: Не разбрасывать мусор. Не уходить, не потушив костёр. Громко музыку не слушать. Не кричать. Не бить стеклянную посуду.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что лес – это место для отдыха. Повторим, что мы узнали.
Дети: Лес – это дом для животных, пища для животных и человека, зелёная аптека, место отдыха.
Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь мы с вами знаем, что такое лес! Лес очень благодарен вам за то, что вы нашли все ответы и так много узнали о том, что такое лес, и предлагает вам составить панно «Что такое лес». (Дети составляют панно.) Отлично вышло, я попрошу вас дома в свободное время нарисовать вашу семейную прогулку по нашему карельскому лесу, и мы с вами устроим выставку рисунков в группе.
Светлана Ванюкова, воспитатель
МДОУ «Д/с №20» г. Петрозаводск
Рекомендуем почитать
- Хотите стать нашим автором?
- Дидактическое пособие «Ёжики»
- Отраслевые выставки 2019
- Сибирь - мой край родной!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии