"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Репка
Тема: Пересказ русской народной сказки «Репка»
Цель: Продолжение индивидуальной работы по совершенствованию навыка пересказа с использованием деревянного набора сказки «Репка». Расширение словарного запаса. Развитие связной речи, координации речи с движением. Развитие зрительного внимания, восприятия и мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок, поднос, деревянный набор сказки «Репка».
Предварительная работа: коллективное чтение и обсуждение сказки «Репка», инсценировка сказки по ролям, работа по формированию грамматической стороны речи (употребление предлогов, падежных окончаний в соответствии с родовой принадлежностью слова).
Актуальность занятия: данное индивидуальное занятие направлено на помощь конкретному ребёнку в формировании предложно-падежных конструкций, в употреблении словосочетаний с именами числительными (количественными и порядковыми), а также в возможности потренироваться в составлении связного рассказа (пересказа), пытаясь уйти от привычной фразовой речи. Игровая форма занятия и использование здоровье сберегающей технологии «песочная терапия» в сочетании с игровым материалом (персонажи сказки) успешно решают поставленную задачу. Использование мнемотехники (в частности мнемотаблиц) помогает ребёнку легче запоминать сказку и другие литературные формы; перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот; логично выстраивать цепочку событий и воспроизводить события в правильном порядке; обогащает словарный запас, развивает мышление, способствует составлению грамматически правильных предложений, развивает фантазию.
А.Р. Лурия утверждал, что развитие речи - это процесс осмысления бессмысленного. Данное занятие построено так, что ребёнку приходится на всём его протяжении решать мыслительные задачи. Таким путём происходит обогащение словарного запаса, внутреннее раскрепощение ребёнка и создаётся положительная мотивация для каждого действия ребенка в процессе обучения.
Ход занятия
1. Воспитатель приглашает ребёнка к столу, на котором стоит контейнер с кинетическим песком и лежит большой поднос. Ребёнок радостно открывает контейнер и погружает руки в песок. Несколько минут он перемешивает песок, сжимая и разжимая пальцы рук. Песок становится тягучим, мягким, приятным на ощупь. Воспитатель проводит пальчиковую игру с ребёнком «Черепашка».Воспитатель: Это песочек он тёплый и сухой (ребёнок сжимает песочек в ладонях, пересыпая из одной в другую). По песочку ползёт маленькая черепашка. Она ползёт медленно-медленно (ребёнок кладёт кулачки на песок и медленно передвигает их вперёд, то раскрывая, то сжимая). Черепашка, черепашка, в панцире живёт. Высунет головку (ладошки сжимаются в кулачки и большие пальчики выставляются вверх). Обратно уберёт (пальчики сжимаются).
За этот небольшой промежуток времени ребёнок наслаждается игрой с песком, а песок, в свою очередь, помогает малышу избавиться от психологического напряжения и тренирует мелкую моторику рук.
2. Через несколько минут, когда ребёнок насладился общением с кинетическим песком и готов начать игру с ним, воспитатель предлагает ребёнку не формочки для моделирования, а деревянный набор сказки «Репка», с которым ребёнок уже знаком. Сказка читалась и даже инсценировалась ранее. Воспитатель показывает мнемотаблицу ребёнку и говорит, что в этой таблице спрятана загадка про репку. Ребёнку предлагается, глядя на мнемотаблицу, составить загадку о репке.
Ребёнок: Круглая, но не как мячик. Жёлтая, но не как солнышко. С хвостиком, но не мышка.
Загадку ребёнок составляет совместно с воспитателем, поскольку испытывает речевые трудности и пока ещё нуждается в помощи взрослого. Воспитатель хвалит ребёнка и предлагает вспомнить сюжет произведения, выкладывая на столе сюжетные картинки согласно событиям, происходящим в сказке.
3. Воспитатель предлагает новую игру: сегодня ребёнок будет Сказочником. Сказочнику предлагается рассказать сказку, используя персонажей из игрового набора «Репка», располагая их на большом подносе, который предварительно нужно заполнить кинетическим песком.
4. Ребёнок радостно берётся за работу, и когда поднос с песком готов, воспитатель вместе с ребёнком рассматривает деревянных персонажей сказки. На предыдущем этапе работы ребёнок, используя мнемотаблицу, вспомнил сюжет сказки. Теперь, когда он достаточно хорошо ориентируется в последовательности событий, понял цель задания, которое придётся выполнять, ориентируется в деревянных игрушках, тогда и начинается собственно пересказ.
5. Ребёнок, расставляя на подносе с кинетическим песком героев сказки, пытается, выполняя роль Сказочника, как можно точнее и интереснее рассказать сказку.
В ходе этого этапа работы ребёнку необходимо:
- стараться не ошибиться в последовательности событий сказки;
- быть спокойным и уверенным;
- не ошибиться в выборе героя сказки, которого нужно найти в коробочке и выставить на поднос, сопроводив появление героя его словами из сказки.
- координировать движения рук и свои слова.
Хочется отметить, что в ходе данного занятия ребёнок, испытывающий речевые трудности, попытался построить пересказ сказки таким образом, что наряду с монологической речью зазвучали элементы диалога. Считаю, что это результат того, что на этапе предварительной работы данная сказка была инсценирована детьми. Дети, испытывающие речевые трудности, также занимаются с педагогом-логопедом и педагогом-психологом. Такая совместная работа помогает не только обеспечить детям полноценное речевое общение, но и подготовить их к обучению в общеобразовательной школе.
Елена Васильева
воспитатель выс. кв. кат.
ГБОУ Школа 1550, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии