"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Бумажные хамелеоны
Речевое развитие задерживается в том случае, когда отстаёт развитие движений пальцев – это известный факт. В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание развитию правильной грамотной речи, как диалогической, так и монологической. Опыт работы показывает, что занятия ручным трудом очень интересны детям и имеют развивающий характер.
Ручной труд развивает способность работать руками, совершенствует мелкую моторику, творческие способности, пространственное воображение – всё это положительно сказывается на речевом развитии детей. Такие комбинированные занятия увлекают детей, являются интересной и познавательной деятельностью.
Материалы: заготовки из зелёной плотной бумаги большой круг d=20 см, маленький круг d=10 см; коктейльная трубочка; 2 маленьких кружочка для глаз; полоска красного цвета длинной 20 см., шириной 2 см., 7 цветных карточек (по цветам радуги), 10 карточек с предметами (кастрюля, цветок, дом, платье, брюки, машина, рыба, стул, солнце, сумка); готовый образец хамелеона; конверт с цифрами; дерево на доску и магниты.
Цель: развитие речи.
Образовательные задачи:
- продолжать совершенствовать умение правильно строить предложения;
- учить изменять слова по числам; согласовывать прилагательные с существительными; образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать пространственное мышление.
- воспитывать любовь к труду;
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалу.
Ход занятия
Логопед: Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года?Дети: Лето.
Логопед: Правильно. Летом все любят путешествовать, ходить в лес, отдыхать на природе. Летом вокруг нас очень много разнообразных насекомых, птиц и животных. Скажите, каких птиц, насекомых или диких животных вы уже видели? (Ответы детей.) Всё верно, в наших лесах можно встретить разных жуков и бабочек, а ещё часто встречаются ежи и зайцы, а в некоторых лесах можно встретить даже лося, если, конечно, повезёт. Но есть такие страны, где всегда тепло, там живут разноцветные птицы, лягушки, ящерицы. Так вот сегодня мы с вами познакомимся с одним очень необычным животным. А с каким, вы сами скажете, когда отгадаете загадку. Слушайте внимательно!
Есть такая ящерица,
С длинным языком.
На веточках сидит тайком,
Прячась за цветком.
Окраску меняет,
За несколько секунд
И цвет её зависит,
От того, что вокруг. Кто это?
Дети: Хамелеон.
Логопед: Правильно, а что вы знаете про хамелеона, что это за животное? (Показ презентации про хамелеона.) Сегодня я расскажу вам одну интересную историю про одного очень известного хамелеона. Давно это было на острове Мадагаскар жила-была ящерица. Звали её Хамелеон. Жил Хамелеон не тужил, но вот однажды ему вдруг стало грустно, и тогда решил он найти себе друзей! Но многие насекомые, животные и птицы его просто не замечали и думали, что его нет. А он был и очень переживал по этому поводу. Да-да, он умел менять свой цвет и быть почти невидимым. Давайте поможем грустному хамелеону и сделаем ему друзей из бумаги – бумажных хамелеонов. Согласны?
Дети: Да.
Логопед: Но сначала немного поиграем. Я буду читать стих и выполнять движения, а вы повторяйте за мной.
На Мадагаскаре жил хамелеон (ходьба на месте),
С головы до пяток был зелёный он (наклоны в стороны, дотрагиваясь до ступней).
А глаза большие, словно две луны (наставить кулачки на глаза),
И смотрел он прямо, ждал морской волны (помахать обоими руками).
Мог и вправо, мог и влево (повороты головы влево-вправо),
Каждый глаз вертел умело (наклоны головы вперед-назад),
Ну, такой глазастый он (наставить кулачки на глаза),
А зовут – хамелеон (развести руки с удивлением)!
Молодцы! (Дети садятся на места.) Ребята, посмотрите какого хамелеона, мы с вами сегодня сделаем, забавный? Посмотрите какой у него длинный язык. Зачем ему такой язык знаете? (Показ образца поделки.) Правильно, он ловит этим языком насекомых и кушает их.
Итак, начнём делать хамелеону друзей. Но прежде, чем начать выполнять свои поделки, нужно вспомнить некоторые правила. Кто помнит, как нужно правильно обращаться с ножницами и клеем? (Ответы детей.) Приступаем к работе. (У каждого ребёнка на столе лежат заготовки для поделки.) Слушайте меня внимательно и запоминайте, в каком порядке мы будем выполнять нашу поделку. Берём большой круг, сгибаем его пополам. На линию сгиба приклеиваем красную полоску и кладём коктейльную трубочку, затем склеиваем таким образом, чтобы получился полукруг с красной полоской и трубочкой внутри. Приклеиваем хвост и глаза. Карандашом закручиваем красную полоску-язык и наш хамелеон готов. (Процесс изготовления недолгий, потому как заготовки позволяют просто собрать поделку). Ребята, вот мы с вами и сделали друзей для нашего гостя, он очень рад и теперь ему точно не будет одиноко.
Как красив Хамелеон,
Свой окрас меняет он.
То он жёлтый, то зелёный,
То вдруг синим станет он.
Ребята, давайте посчитаем наших хамелеонов. Я вам буду показывать цифру, а вы произносить сколько хамелеонов я показываю. Итак, начали. (Упражнение на согласование существительного с числительным: логопед показывает цифру, дети называют цифру и существительное: 1-хамелеон, 2- хамелеона, 3- хамелеона, 4- хамелеона, 5- хамелеонов.) Хорошо, правильно.
У меня для вас приготовлена ещё одна игра. Наши хамелеоны меняют цвета, но у меня есть ещё карточки с предметами, я вам буду показывать две карточки одну определённого цвета, а вторую с изображением - вам нужно назвать какого цвета предмет. Итак, начнём. (Упражнение на согласование существительных с прилагательными. Логопед показывает карточки – синяя, красная, жёлтая, оранжевая, голубая и так далее. Дети дают соответствующие ответы: синий хамелеон, красный хамелеон, жёлтое кольцо, коричневый стул.) А сейчас наш хамелеон пошёл гулять, посмотрите, куда он забрался? (Упражнение на употребление предлогов: на доске картинка «дерево». Логопед перемещает хамелеона, а дети отвечают.)
Дети: Хамелеон залез НА дерево, ПОД дерево, ЗА дерево, сидит ОКОЛО дерева.
Логопед: Молодцы, мне кажется мой хамелеон хочет что-то сказать. (Логопед подносит к своему уху хамелеона и как будто начинает отвечать на его вопросы.) Он хочет проверить умеете ли вы делать слова маленькими и ласковыми. Например, он вам будет загадывать большое слово «песок», а вы будете отвечать «песочек». Итак, первое слово «дерево».
Дети: Деревце. (Далее предлагаются любые слова.)
Логопед: Ребята, вы все очень постарались, у вас получились замечательные хамелеоны. И мы отлично поиграли с ними. Спасибо вам!
Татьяна Зверева, учитель-логопед
МБДОУ ДСКВ № №86, г. Братск
Рекомендуем почитать
- Комментарии