"Игры и Игрушки" №5-2016
Анетта Орлова: "Я выбираю экологичные игрушки"
Психолог, автор книг, кандидат социологических наук, теле- и радиоведущая, жена, мама сына и дочки. Всё это о блистательной Анетте Орловой. А предметом нашей беседы конечно же стали дети и игрушки
– Анетта, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, немного о своём детстве.
Мои родители были молодыми девятнадцатилетними студентами. Мама, она врач, буквально всё делала для меня. Детство, конечно, было особенным временем. Первое моё отчётливое воспоминание относится годам к трём-четырём. Я вдруг проснулась ночью и увидела, как родители очень аккуратно, боясь меня разбудить, украшают комнату надувными шариками. Это был мой день рождения. Мама создавала атмосферу праздника и чуда, которую я до сих пор помню.
– А какими были Ваши любимые игрушки?
У меня была большая зелёная машина, в которой можно было ездить по улице. Правда, потом её украли, но мы это как-то пережили всей семьей. Вообще, я любила машинки, и сама села за руль в 20 лет, как только появилась возможность. Кроме машинок мне очень нравился конструктор. Я помню, что он был железный, достаточно сложный, и оттого интересный.
– Как изменилась Ваша жизнь и мировоззрение с рождением сына?
Жизнь очень сильно изменилась. Я почувствовала, что теперь есть кто-то, кто наполняет мою жизнь особым смыслом. Кто-то очень важный, кому я должна помочь стать сильным и крепким. Сын пришёл в мою жизнь после тяжёлой болезни, и врачи вначале были против, но мы справились. В те трудные моменты сын стал для меня точкой опоры. А вот дочка дала мне ощущение праздника. Я уже совсем по-другому себя чувствовала, была в хорошей форме. Мне очень хотелось именно девочку, чтобы можно было её баловать.
– Какой модели воспитания придерживались Ваши родители? Отличается ли она от Ваших взглядов на воспитание детей?
Да, отличаются. Это разные модели. Мои родители придерживались модели гиперконтроля. У нас в семье всегда витала большая строгость в отношении детей. Физических наказаний не было, но строгий стиль воспитания однозначно присутствовал. Моральный контекст был таков: ты должен, и дальше выдвигались высокие требования. Могу сказать, что моё воспитание было авторитарное, но с большим количеством любви. Мама активно участвовала в моей детской жизни: шила мне потрясающие наряды, репетировала со мной роли на утренники, всегда выслушивала и сопереживала.
Мой стиль воспитания немного отличается: у моих детей больше свободы, но и времени я провожу с ними меньше. Значительно меньше предъявляю требований к детям с точки зрения эмоционального реагирования или проявления своих переживаний. Я больше советую, чем требую и отношусь к ним как к маленьким личностям. Сейчас моя мама активно принимает участие в воспитании внуков, я ей за это очень благодарна. Думаю, мы хорошо дополняем друг друга.
– Наверное, в каждой семье существует игрушка с особой историей. А у вас есть такая? Может быть, особые игрушки перешли «по наследству» к Вашим детям?
Такая игрушка появилась у моего сына – это его любимая крыса. Сын привязчивый: у него с этой игрушкой образовалась крепкая связь. Крыса прошла с ним все города и веси. Когда он был маленький, спал и ел с ней. И вся семья знала – главное, крысу-любимицу не потерять.
– Каких принципов Вы придерживаетесь, покупая игрушки? Качество, функциональность, экологичность – какой критерий стоит на первом месте?
В первую очередь, экологичность. У наших друзей был случай, когда от некачественной игрушки у ребёнка началась сильнейшая аллергия. Второй критерий, это адекватность игрушки. Очень не нравятся игрушки, которые одновременно являются всем – сапожок, который и птичка, и гномик, и башмак, и телефон. Я люблю, чтобы игрушка была понятна и проста. Тогда у ребёнка включается фантазия. Мне точно не нравятся роботизированные игрушки: когда ты нажал на кнопку и остаётся только смотреть. С такими игрушками ребёнок растёт ленивым, у него не развивается мышление. Поэтому я отдаю предпочтение простым игрушкам, в которые дети могут играть самостоятельно, приписывая им роли и модели поведения. Так же мне нравятся совместные с детьми игры. Они создают настоящий ритуал. Когда ребёнок с родителями делает то, что понятно и приятно ему, происходит сближение. В эти моменты можно хвалить, поддерживать, вдохновлять – это всё формирует инициативность, уверенность, предприимчивость у ребёнка.
– Ваш сын Эдуард уже школьник. Много ли времени занимает учёба? Остаётся ли время на хобби, да и просто на детские шалости?
Сыночек ходит на самбо три раза в неделю и два раза на английский. Когда зашла речь добавить в его расписание ещё что-то, я высказалась против. У ребёнка должно быть свободное время на отдых. Также, когда в школе поставили шестой дополнительный урок, я не согласилась, потому что для второго класса по СНИПУ нормой является 5 уроков. Также хочу сказать, что у нас дома абсолютно исключены компьютерные игры. Я слежу за тем, чтобы сын в свободное время читал.
– Как помогает Ваша профессия, опыт и знания в процессе воспитания детей?
Думаю, что очень помогает. Мои дети считают, что им повезло с мамой-психологом. Сын восьми лет говорит: «Мама не нарушает личные границы, потому что она уважает пространство своих детей»! Действительно, я пониманию, насколько родительское поведение может влиять на последующую жизнь ребёнка. Знаю, что такое родительские послания и пытаюсь сформировать те послания, которые дадут человеку как можно больше свободы – это главное. И, наверное, на ошибки детей смотрю очень легко. Часто сама прошу прощения и извиняюсь, для того, чтобы дети понимали: и старшие могут ошибаться. Не стесняюсь говорить, что у меня что-то не получилось, что нужно переделать. Так у детей формируется понимание: каким бы успешным ты не стал, чего бы не достиг, нужно всегда развиваться.
– Традиционно мы заканчиваем интервью вопросом: что вы можете пожелать нашим читателям?
От всего своего сердца хочу пожелать счастья в любви, благополучия, взаимопонимания со своими детьми, как можно больше радостных новостей и счастливых событий. И ещё маленький совет: не стоит заставлять детей реализовывать ваши собственные ожидания. У них своя жизнь, и важно дать право и научить делать свой выбор. Ну и, конечно же, поддерживать своих детей в этом выборе.
– Анетта, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, немного о своём детстве.
Мои родители были молодыми девятнадцатилетними студентами. Мама, она врач, буквально всё делала для меня. Детство, конечно, было особенным временем. Первое моё отчётливое воспоминание относится годам к трём-четырём. Я вдруг проснулась ночью и увидела, как родители очень аккуратно, боясь меня разбудить, украшают комнату надувными шариками. Это был мой день рождения. Мама создавала атмосферу праздника и чуда, которую я до сих пор помню.
– А какими были Ваши любимые игрушки?
У меня была большая зелёная машина, в которой можно было ездить по улице. Правда, потом её украли, но мы это как-то пережили всей семьей. Вообще, я любила машинки, и сама села за руль в 20 лет, как только появилась возможность. Кроме машинок мне очень нравился конструктор. Я помню, что он был железный, достаточно сложный, и оттого интересный.
– Как изменилась Ваша жизнь и мировоззрение с рождением сына?
Жизнь очень сильно изменилась. Я почувствовала, что теперь есть кто-то, кто наполняет мою жизнь особым смыслом. Кто-то очень важный, кому я должна помочь стать сильным и крепким. Сын пришёл в мою жизнь после тяжёлой болезни, и врачи вначале были против, но мы справились. В те трудные моменты сын стал для меня точкой опоры. А вот дочка дала мне ощущение праздника. Я уже совсем по-другому себя чувствовала, была в хорошей форме. Мне очень хотелось именно девочку, чтобы можно было её баловать.
– Какой модели воспитания придерживались Ваши родители? Отличается ли она от Ваших взглядов на воспитание детей?
Да, отличаются. Это разные модели. Мои родители придерживались модели гиперконтроля. У нас в семье всегда витала большая строгость в отношении детей. Физических наказаний не было, но строгий стиль воспитания однозначно присутствовал. Моральный контекст был таков: ты должен, и дальше выдвигались высокие требования. Могу сказать, что моё воспитание было авторитарное, но с большим количеством любви. Мама активно участвовала в моей детской жизни: шила мне потрясающие наряды, репетировала со мной роли на утренники, всегда выслушивала и сопереживала.
Мой стиль воспитания немного отличается: у моих детей больше свободы, но и времени я провожу с ними меньше. Значительно меньше предъявляю требований к детям с точки зрения эмоционального реагирования или проявления своих переживаний. Я больше советую, чем требую и отношусь к ним как к маленьким личностям. Сейчас моя мама активно принимает участие в воспитании внуков, я ей за это очень благодарна. Думаю, мы хорошо дополняем друг друга.
– Наверное, в каждой семье существует игрушка с особой историей. А у вас есть такая? Может быть, особые игрушки перешли «по наследству» к Вашим детям?
Такая игрушка появилась у моего сына – это его любимая крыса. Сын привязчивый: у него с этой игрушкой образовалась крепкая связь. Крыса прошла с ним все города и веси. Когда он был маленький, спал и ел с ней. И вся семья знала – главное, крысу-любимицу не потерять.
– Каких принципов Вы придерживаетесь, покупая игрушки? Качество, функциональность, экологичность – какой критерий стоит на первом месте?
В первую очередь, экологичность. У наших друзей был случай, когда от некачественной игрушки у ребёнка началась сильнейшая аллергия. Второй критерий, это адекватность игрушки. Очень не нравятся игрушки, которые одновременно являются всем – сапожок, который и птичка, и гномик, и башмак, и телефон. Я люблю, чтобы игрушка была понятна и проста. Тогда у ребёнка включается фантазия. Мне точно не нравятся роботизированные игрушки: когда ты нажал на кнопку и остаётся только смотреть. С такими игрушками ребёнок растёт ленивым, у него не развивается мышление. Поэтому я отдаю предпочтение простым игрушкам, в которые дети могут играть самостоятельно, приписывая им роли и модели поведения. Так же мне нравятся совместные с детьми игры. Они создают настоящий ритуал. Когда ребёнок с родителями делает то, что понятно и приятно ему, происходит сближение. В эти моменты можно хвалить, поддерживать, вдохновлять – это всё формирует инициативность, уверенность, предприимчивость у ребёнка.
– Ваш сын Эдуард уже школьник. Много ли времени занимает учёба? Остаётся ли время на хобби, да и просто на детские шалости?
Сыночек ходит на самбо три раза в неделю и два раза на английский. Когда зашла речь добавить в его расписание ещё что-то, я высказалась против. У ребёнка должно быть свободное время на отдых. Также, когда в школе поставили шестой дополнительный урок, я не согласилась, потому что для второго класса по СНИПУ нормой является 5 уроков. Также хочу сказать, что у нас дома абсолютно исключены компьютерные игры. Я слежу за тем, чтобы сын в свободное время читал.
– Как помогает Ваша профессия, опыт и знания в процессе воспитания детей?
Думаю, что очень помогает. Мои дети считают, что им повезло с мамой-психологом. Сын восьми лет говорит: «Мама не нарушает личные границы, потому что она уважает пространство своих детей»! Действительно, я пониманию, насколько родительское поведение может влиять на последующую жизнь ребёнка. Знаю, что такое родительские послания и пытаюсь сформировать те послания, которые дадут человеку как можно больше свободы – это главное. И, наверное, на ошибки детей смотрю очень легко. Часто сама прошу прощения и извиняюсь, для того, чтобы дети понимали: и старшие могут ошибаться. Не стесняюсь говорить, что у меня что-то не получилось, что нужно переделать. Так у детей формируется понимание: каким бы успешным ты не стал, чего бы не достиг, нужно всегда развиваться.
– Традиционно мы заканчиваем интервью вопросом: что вы можете пожелать нашим читателям?
От всего своего сердца хочу пожелать счастья в любви, благополучия, взаимопонимания со своими детьми, как можно больше радостных новостей и счастливых событий. И ещё маленький совет: не стоит заставлять детей реализовывать ваши собственные ожидания. У них своя жизнь, и важно дать право и научить делать свой выбор. Ну и, конечно же, поддерживать своих детей в этом выборе.
Рекомендуем почитать
- Ивановская фабрика игрушек
- Зимние забавы
- 10 идей вязаного декора детской комнаты
- "Материнство и детство. 2019"
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку