Дополненная реальность или Pokemon Go

Дополненная реальность, отражающаяся на экране мобильного устройства, все ещё поражает пользователей. А между тем эта технология уже давно используется в играх и игрушках, в образовании! В ряде случаев дополненная реальность призвана поддержать интерес детей к учебным дисциплинам, к познанию нового. Порой с помощью этой современной технологии разработчики «заставляют» пользователей больше проводить времени на свежем воздухе или в картинной галерее. Дополненная реальность прочно вошла в нашу жизнь. И дети, пожалуй, первыми приняли её как само собой разумеющееся. Но не превращается ли учёба с помощью дополненной реальности в игру и не перестаёт ли быть Дополненная реальностьактуальным настоящий окружающий мир?

Современные мобильные устройства умеют всё: распознавать голосовые команды, делать профессиональные снимки, отслеживать перемещения и многое-многое другое. Вот люди и не выпускают из рук этих незаменимых помощников. Идёшь по улице, смотришь на экран смартфона, и вдруг под ногами вместо асфальта расплавленная магма! Добро пожаловать в мир будущего, в дополненную реальность!

Что это такое?

Дополненная реальность – это соединение реального и виртуального мира. Проще говоря, накладывание с помощью современных гаджетов дополнительной информации на объекты реального мира. Что для этого нужно? Да совсем немного: мобильное устройство со специальной программой. Наводишь камеру смартфона на ряд зданий, и на экране отражается, что за организации их занимают, часы работы, особенности архитектуры и прочая полезная информация. Согласитесь, удобно, быстро, просто. Недаром разработчики всего мира в один голос утверждают: за технологией дополненной реальности будущее. Как вы понимаете, основа дополненной реальности – это специальная программа. Она считывает электронные метки с объектов, попадающих в поле зрения камеры, и выводит на экран информацию по этим меткам. Вспомните фильм «Терминатор». Главный герой видел информацию обо всех объектах и людях, которые попадали в поле его зрения. Именно к этому и стремятся разработчики. Однако мощные технологии не появляются в одно мгновение, всё начинается с малого. Например, с игры…

Pokemon Go

Оснастить метками всё пространство города, а тем более страны, невероятно сложно. Куда проще потренировать на каком-нибудь маленьком объекте. Да хотя бы на детской раскраске. Мы уже не раз писали об оживающих раскрасках. Их можно назвать одним из первых продуктов дополненной реальности. Малыш раскрашивает картинку, подносит камеру своего гаджета, программа распознаёт метку, цвета и выводит на экран анимированный раскрашенный объект. Паровозик будет плыть, бабочка порхать, словом, делать то, что задали разработчики программы, при чём того цвета, которым их создал ребёнок. Для ребёнка это волшебство. Для программистов – интересный опыт.

Не так давно весь мир захлестнула волна игры с дополненной реальностью. Люди вышли на улицы, держа в руках телефоны и планшеты, чтобы ловить покемонов! Pokemon Go: дополненная реальность шагнула на новый уровень. Нужно всего лишь гулять по своему городу с устройством в руках и собирать встречающихся на пути героев мультсериала. Уже через неделю после выпуска приложения количество загрузок приложения превысило 10 млн! Спрос на игру так велик, что разработчики не успевают расширять региональную доступность. А пользователи тех стран, для которых ещё не вышло официальное приложение, скачивают «взломанные» программы и всё равно отправляются ловить Пикачу и Бульбазавра.

Программа разворачивает на реальной местности целый мир покемонов. Мультгероев можно отлавливать в «дикой» природе. Можно посетить покестопы, которые предоставляют игрокам ценные предметы: яйца покемонов, покеболы и зелья. Или зайти в гим (специальный спортивный зал) и потренировать своего покемона. По статистике в среднем игроки проводят в программе 33 минуты Pokemon Goдень, больше чем в соцсетях!

Сотрудники галереи, в которой располагалась выставка картин Босха, переняли опыт ловли покемонов. Чтобы увеличить посещаемость и интерес к искусству, они предложили посетителям ловить мультгероев на полотнах великого художника. Подобный PR-ход имел успех, однако, вызвал неоднозначные отзывы со стороны экскурсантов. Средневековая живопись и японская анимация, кажется, плохо сочетаются.

Разработчики выпускали Pokemon Go под флагом благородной миссии: подтолкнуть игроков к пешим прогулкам на свежем воздухе. Действительно, сидя в четырёх стенах покемонов не поймаешь, надо ходить, искать. Вот только можно ли назвать полноценной прогулкой хождение по улицам с телефоном в руках. Для того чтобы видеть дополненную реальность нужно постоянно смотреть на экран устройства. Да и в реальном ли мире гуляют игроки? Во многих странах зафиксированы аварии, случившиеся по причине чрезмерного увлечения игрой, нарушения общественного порядка: так хочется поймать редкого покемона, даже если он прячется в фонтане или за забором частной территории. В Иране вообще введён запрет на Pokemon Go.

Поймай Пушкина

Ловить покемонов – это, конечно, развлечение. Но что, если эту идею перевести на образовательный контекст? Именно такую цель поставили себе разработчики приложения «Узнай Москву». Теперь, гуляя по историческому центру, можно столкнуться с Пушкиным, Наполеоном, Остапом Бендером. Поймать знаменитостей не удастся, а вот сделать селфи можно. Вдобавок узнать историческую информацию или, например, архитектурную – о домах, где жили выдающиеся деятели. Этот образовательный проект стартовал в столице совсем недавно, может быть, поэтому пользователи отмечают общую недоработанность приложения. Нет ориентиров, где искать персонажей. Все метки привязаны к памятным табличкам на домах, нет возможности случайно «встретить» Лермонтова на улице, да и сами таблички периодически страдают от вандалов. Увидеть цифрового Цоя на Арбате долгое время было нельзя именно по этой причине. Теряется азарт, интерес и элемент игры, а ведь именно это и призвана делать дополненная реальность в образовании – заинтересовывать!

В Японии уже не новинка учебники по английскому языку, включающие в себя элементы дополненной реальности. Можно увидеть перевод слова, прослушать, как вынырнувший из страницы 3d персонаж произносит фразу. Подобные учебные пособия существуют и у нас, хотя, конечно, ещё не таком высоком уровне. Например, программа дополненной реальности «Фиксископ». Она взаимодействует с ежемесячным журналом «Фиксики». Ребёнок решает головоломки, задачки и другие творческие задания сразу в двух «измерениях» – в журнале и виртуальной реальности. Конечно, любого младшего школьника не придётся упрашивать выполнять Пушкинподобные задания. Тогда почему же учителя не всегда поддерживают такие образовательные способы? Игровая и учебная деятельности в жизни ребёнка, хоть и идут рука об руку, но всё же разделены. Если ученик решает задачу, сколько молока получил Матроскин, он, прежде всего, совершает математические операции. А если рассматривает ожившего персонажа на экране своего устройства – развлекается. Даже в том случае, когда этот герой рассказывает ребёнку важную учебную информацию.

Быть или не быть дополненной реальности?

Оградить детей от прогресса нельзя. Именно юные члены общества, обладающие гибким мышлением, с быстротой осваивают всё новое, начинают активно использовать и привыкают к новинкам как к должному. Дополненная реальность, над совершенствованием которой сейчас так активно трудятся разработчики по всему миру, несомненно, через некоторое время станет привычной вещью, как, например, сейчас мобильный интернет. Так может быть, стоит с раннего детства знакомить малышей с этим явлением: через оживающие раскраски, через полезные задания, да и просто игры. Однако, частично погружаясь в виртуальный мир, сможет ли ребёнок адекватно осознавать мир реальный, изучать его, взаимодействовать в нём. Никого уже не удивляют малыши, пытающиеся движением пальцев увеличить масштаб текста в печатной книжке. На планшете же так можно, почему здесь нельзя? Если ребёнок привык получать всю информацию об окружающем мире, смотря на экран сматрфона, сумеет ли он отыскать необходимые знания в библиотеке? Захочет ли развлекать себя игрой с материальными игрушками, или они станут неинтересны?


Уважаемые читатели, мы ждём ваши суждения по затронутой теме. Разрешаете ли вы своему ребёнку игры, содержащие дополненную реальность? Был ли у вас опыт обучения малыша с помощью гаджетов? Как обычно, самые интересные и спорные отзывы мы опубликуем в следующем номере журнала. Ждем ваших откликов на электронный адрес издательства redaktor@i-igrushki.ru.

Тимашева Екатерина, выпускающий редактор

Комментарии (0)

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.