"Игры и Игрушки" №5-2016
Путеводитель по ТРИЗ
Любознательные родители, открыв сборник методик обучения и воспитания детей, поразятся количеству материалов. Начнёшь читать, всё написано глубоко, верно, умно. Метод системного мышления, актуализация творческого сознания. Но как применить это на практике?
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – одна из таких методик. Само название чего стоит. Цели методики самые похвальные: научить ребёнка мыслить логически, творчески, нестандартно. А дальше начинаются вопросы: как? Я предлагаю вам компактный путеводитель по методу ТРИЗ.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми. Вы удивитесь, но многие из них взрослые регулярно используют, просто не знают научного обоснования.
В методических разработках вы найдёте ещё большее количество ТРИЗ приёмов. Задача взрослого – правильно ставить вопросы и проблемы для малыша и направлять по одному из методов решения. Но проблемы и вопросы звучат так уныло для ребёнка, а вот игра… Именно поэтому технология ТРИЗ не используется «в чистом виде», но её элементы всегда могут быть включены в игру.
– Жила-была девочка, которую звали Жёлтая Шапочка.
– Не Жёлтая, а Красная.
– Ах да, Красная. Так вот, позвал её папа и…
– Да нет же, не папа, а мама!
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – одна из таких методик. Само название чего стоит. Цели методики самые похвальные: научить ребёнка мыслить логически, творчески, нестандартно. А дальше начинаются вопросы: как? Я предлагаю вам компактный путеводитель по методу ТРИЗ.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми. Вы удивитесь, но многие из них взрослые регулярно используют, просто не знают научного обоснования.
- Метод мозгового штурма. Нужно высказать как можно большее количество вариантов решений проблемы, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Наверняка вы тоже хоть раз, но предлагали ребёнку поразмышлять «А что, если…». Самые фантастические предположения поощряются, изначально абсурдные обычно подвергаются критике самим ребёнком.
- Метод «Системный анализ». Как часто дети не видят взаимосвязи предметов или думают, что каждый функционирует отдельно. Когда я уже взрослым школьникам рассказываю про дружбу знаменитых поэтов или провожу параллель исторических и литературных событий, это неизменно вызывает удивление: «Как, а мы думали, они отдельно были». Поэтому важно учить детей видеть взаимосвязи с самого раннего детства. Цель «системного анализа» – определить роль и место объектов и их взаимодействие. Для этого рисуйте схемы сами и просите об этом детей. Вот головастик, стрелочка, это лягушонок. Вот тучка на небе, стрелочка, падает дождь, стрелочка, лужи под ногами. Вот увидите, через некоторое время ребёнок научится мыслить во взаимосвязях, его картина мира перестанет быть точечной.
- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие реальную и фантастическую. Возьмите саму сказку: что могло быть в реальности? Старик с неводом, старая его избушка. Фантастическое – говорящая рыбка, исполняющая желания. А теперь ставьте вопрос по-другому: попробуйте найти реальные проявления фантастической составляющей? Бывают ли золотые рыбки? Бывают в аквариуме. Как могла аквариумная рыбка попасть в море? На некоем судне разбился аквариум, стоявший на палубе, и рыбка из него попала в море. Вот они, реальные черты фантастической сказки. Такие размышления, во-первых, очень веселят, во-вторых, приучают размышлять.
- Метод типовых приёмов фантазирования (ТПФ). Типовая фантазия?» – удивитесь вы. Да. Набор отправных точек, в сторону которых может фантазировать ребёнок. Маленьким детям сложно сразу определиться в огромном выборе, мысли разбегаются, и наступает полная пустота в голове. Чтобы этого не случилось – играйте! Итак, к нам на помощь проходят шесть волшебников. Их цель – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование времени, оживление-окаменение, узкая специализация-универсализация. Познакомились с волшебниками? А теперь вперед фантазировать!
- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых, – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Тогда становится понятно, что в зависимости от состояния Маленькие Человечки ведут себя по-разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
В методических разработках вы найдёте ещё большее количество ТРИЗ приёмов. Задача взрослого – правильно ставить вопросы и проблемы для малыша и направлять по одному из методов решения. Но проблемы и вопросы звучат так уныло для ребёнка, а вот игра… Именно поэтому технология ТРИЗ не используется «в чистом виде», но её элементы всегда могут быть включены в игру.
«Вагончики»
Давай составим длинный поезд из слов, каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова должны быть объединены между собой, значит, каждое слово должно по смыслу тянуть за собой следующее. Например, зима-снежная-холодная. Это один вагончик, теперь следующий. Что бывает холодным? Мороженое, лёд, ветер.«Перевирание сказки»
Я расскажу тебе сказку, только я немного забыла её…– Жила-была девочка, которую звали Жёлтая Шапочка.
– Не Жёлтая, а Красная.
– Ах да, Красная. Так вот, позвал её папа и…
– Да нет же, не папа, а мама!
«Волшебные картинки»
Сейчас будет звучать приятная музыка. Закрой глаза и рисуй на листе бумаги фломастером любые линии. А когда музыка закончится, посмотри на свой рисунок и найди в нём знакомые предметы, образы животных, людей. Закрась их и дорисуй необходимые части.Алиса Акинина, педагог дополнительного образования
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку