"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2019
Все профессии важны, все профессии нужны
Хотим представить вниманию читателей игру «Выбираем профессию», которая разработана нами для формирования у старших дошкольников эмоционально-положительного отношения к труду и интереса к профессиям взрослых. Двойственная природа дидактической игры - учебная направленность и игровая форма помогает поддержать детскую мечту и связать стремление к ней с желанием трудиться.
Мы заметили, что дошкольники проявили интерес к игровому заданию «Составь фоторобот». При его выполнении по количеству выпавших на игральном кубике точек дети выбирали в таблицах соответствующие детали внешности, перерисовывали их и составляли изображение человека. Таким образом, у дошкольников получались разные образы персонажей: забавные и смешные, грустные и весёлые.
Желание детей зарисовывать разные варианты фоторобота привело нас к размышлениям о причине привлекательности для них такой деятельности. Дошкольники любят рисовать, им интересен сам процесс рисования, а познавательных игр с рисованием не так много. Задание необычно, потому что в нём есть интрига: никогда не угадаешь, что получится в итоге. При составлении и рисовании фоторобота нет соперничества, победители - все играющие. Дети с азартом включаются в игру, рисование захватывает их и вызывает большой интерес. Дошкольников особенно радует и удивляет получившийся в итоге игры новый образ. Они с интересом рассматривают рисунки, обсуждают их со сверстниками, с удовольствием демонстрируют свои работы родителям. Привлекательный для детей игровой приём, который они научились уверенно использовать при составлении фоторобота, мы решили использовать при знакомстве дошкольников с миром профессий. Так в нашей группе появилась дидактическая игра «Выбираем профессию», которая помогает детям узнать о современных профессиях взрослых и профессиях будущего. Эта игра имеет серию вариантов: «Стану врачом», «Стану стилистом», «Стану инженером» и другие. Каждый вариант игры не только помогает детям познакомиться с миром профессий, но и развивает внимание, словарный запас, умение строить предложения, даёт возможности каждому игроку проявить свои творческие способности. Правила предусматривают поочерёдное участие играющих в определении деталей изображения человека выбранной профессии и последовательное выполнение рисунка, поэтому игра «Выбираем профессию» способствует формированию у дошкольников произвольного поведения и навыков работы в команде. Раскроем её на примере игрового варианта «Стану журналистом».
Материал: игральный кубик; таблицы с элементами изображений человека, наборы фломастеров и цветных карандашей, листы бумаги формата А4 по количеству участников игры.
Вариант 1. В игре могут принять участие до шести старших дошкольников.
Правила игры. Предлагаем детям представить, что они стали взрослыми и выбрали профессию журналиста. Затем предлагаем нарисовать себя в образе выбранной профессии, воспользовавшись таблицей для поэтапного рисования. Для поддержания интереса дошкольников к игре и обобщения знаний о профессиях взрослых во внешнем виде персонажей предусмотрены гендерные различия. Они выражены в причёске и одежде, поэтому есть два варианта таблиц: для рисования мужчины - журналиста, и для рисования женщины - журналиста. Таблицу каждый ребёнок выбирает по собственному желанию, при этом мальчики чаще выбирают таблицу с деталями мужской принадлежности, а девочки - женской. После того, как таблицы выбраны, дети по очереди бросают кубик и, каждый раз по количеству выпавших на нём точек, выбирают вариант изображения частей тела журналиста, его одежды и необходимого для работы оборудования. Кубик бросают 6 раз и определяют следующее: 1 - позу человека; 2 - изображение его головы; 3 и 4 - изображения одежды и обуви; 5 – необходимое для работы оборудование - блокнот и ручку, микрофон, телефон, фотоаппарат или другое; 6 - тему репортажа, который готовит журналист. Дети самостоятельно выбирают цвет волос, одежды и обуви журналиста, раскрашивают элементы рисунка. Когда рисование закончено, предлагаем дошкольникам описать внешний вид каждого журналиста и придумать небольшой рассказ о подготовке репортажа.
Вариант 2. Играет любое количество участников. Если желающих принять участие в игре много, то предлагаем детям играть подгруппами по 3-5 человек с учётом их выбора. В каждой подгруппе действуют указанные выше правила.
Вариант 3. У каждого участника игры свой кубик. В этом случае кубики все играющие бросают одновременно перед каждым этапом рисования на ограниченном пространстве перед собой. Последовательность рисования такая же, как и в варианте 1. Обсуждение получившихся рисунков - по очереди.
Для поддержания интереса детей к профессиям взрослых предлагаем также составить профессиональные образы геолога, кондитера, полицейского и другие. Рисунки получаются всегда разные, их нельзя предугадать, поэтому дошкольники с удовольствием и интересом создают неповторяющиеся картинки. Любой вариант игры имеет проективную направленность, помогает ребёнку во время рисования погрузиться в профессию и как бы «примерить» её на себя. Детям старшего возраста свойственно желание выполнить свой рисунок с выдумкой. У них возникает интерес к деталям образа взрослого и различным способам выполнения им реальных трудовых действий. Очень важно, что эта игра обогащает представления дошкольников о профессиональных действиях взрослых и способствует развертыванию сюжетных ролевых игр. Педагоги могут использовать игру «Выбираем профессию» для наполнения лэпбука по теме «Профессии» или как самостоятельную игру. Опыт показал, что родители с удовольствием используют её при проведении совместного с детьми семейного досуга. Игровой материал занимает мало места, поэтому игру можно взять в дорогу для весёлого и интересного времяпрепровождения.
Юлия Якубович, воспитатель
Ирина Баринова, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 1357, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии