"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2019
Чужой, знакомый, свой
Известно, что каждый маленький ребёнок уникален. Тот опыт, который он получает в детстве, во многом влияет на его дальнейшую жизнь. Доверие к окружающему миру формируется у ребёнка через окружающих его взрослых. Как себя вести в тех или иных экстремальных ситуациях, к кому обратиться за помощью, какое решение принять – этому надо обучать детей с самого раннего возраста. Их знания в данном направлении фрагментарны и порой на практике не применимы, поэтому очень важно уделять внимание этой теме. Обучение навыкам безопасного поведения должны входить в систему воспитания детей в дошкольной организации. Воспитанием ребёнка дошкольного возраста занимаются все участники образовательного процесса. Поэтому для достижения успеха в формировании безопасного поведения детей необходимо тесное взаимодействие воспитателей и родителей, так как те знания, которые ребёнок усваивает в детском саду должны закрепляться в семье. На протяжении всего дошкольного возраста ребёнок усваивает большое количество норм, правил, предостережений и требований. Но в силу возраста ему трудно оценить их значимость. Когда ребёнок будет способен осознать и принять общепринятые нормы и правила, тогда они смогут стать регулятором его поведения. Очень важно подробно разъяснять правила взаимодействия ребёнка с незнакомыми людьми, проводить игры и упражнения на данную тему, так как от этого напрямую зависит его здоровье и безопасность.
Перед взрослыми стоят следующие задачи:
- формирование безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста;
- формирование понятий «свой», «знакомый», «чужой»;
- закрепление представлений о способах поведения с незнакомыми людьми;
- способствование воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Ход деятельности
1. Вводная беседа на тему «Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми». (Просмотр отрывка из мультфильма «Петушок-золотой гребешок».)Цель: настроить детей на совместную работу, подвести к теме занятия.
Категория участников: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Оборудование: мультимедиа (компьютер, проектор/телевизор), мяч, фотографии с изображением незнакомых людей (5 шт.), маски петушка и лисы.
Детям предлагается просмотреть мультфильм «Петушок-золотой гребешок» с последующим обсуждением.
Обсуждение мультфильма, детям задаются вопросы: «Про кого вы посмотрели мультфильм?», «Что произошло с Петушком? Почему?», «Выполнил ли он указания, которые дал ему Кот?», «Правильно ли себя повел Петушок, открыв окно Лисе?», «Как должен был повести себя Петушок?». Подвести беседу к цели беседы.
Игра «Чужой, знакомый, свой»
Цель: формирование точного понятия, кто является «своим», «чужим» и «знакомым».Педагог беседует с детьми: «Есть люди, которые приходятся нам близкими, мы с ними постоянно общаемся и видимся, они наши родственники. Есть знакомые нам люди, которых мы можем видеть реже, о них мы не так много знаем. А есть совсем чужие люди, с которыми мы вообще не знакомы. Давайте попробуем поиграть в игру и определиться, кто же является для нас «своим», кто просто «знакомый», а кто «чужой». Педагог бросает детям мяч, и вперемешку называет те или иные персонажи. Дети должны ответить, кто кем является для них.
Свой: родители, близкие родственники.
Знакомый: друзья.
Чужой: люди, которых ребёнок не знает лично.
Обсуждение: «Чем близкий нам человек отличается от знакомого, а чем от «чужого», постороннего?»
Игра «Крикни громче»
Цель: формирование и закрепление представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.Беседа педагога с детьми по темам: «Как нужно вести себя с незнакомыми людьми на улице?», «Можно ли говорить с незнакомыми людьми?», «Почему чужой человек может быть опасен?»
Педагог: Давайте вспомним, какая история произошла с непослушным петушком. А как бы вы себя вели, если бы чужой человек на улице схватил вас?
Дети (предположительные ответы): громко кричал, звал на помощь, ударил, укусил, кинул землей в глаза, убежал в магазин.
Педагог: Какими бы словами вы призывали на помощь?
Дети (предположительные ответы): Помогите, меня уводит чужой человек! Это не мой папа (моя мама)! Караул! Полиция! Спасите!
Педагог: Давайте попробуем разыграть сказку и подобрать те слова, которыми мы можем позвать на помощь. (Педагог выбирает детей, с которыми будет разыгрывать поведение петушка и лисы.)
Игра «Хороший-плохой»
Цель: формирование и закрепление представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми. Объяснение того, что по внешности очень сложно определить добрый это человек или злой.Беседа педагога с детьми на темы: «Дети, а как выглядит чужой человек?», «Можно ли определить по внешнему виду, хороший это человек или плохой?»
Педагог: Давайте попробуем это сделать. (Детям показываются фотографии с различными незнакомыми людьми.) Задача - определить добрый или злой человек изображён на картинке/фото. На обратной стороне картинки написаны стихи об этом человеке, которые его характеризуют – какой этот человек на самом деле, например:
- Этот дядя добрый очень, помогает днём и ночью (фото 1, добрый мужчина).
- Педагог наш – тётя Маша и её сынишка Саша, любят с детками играть, веселиться и скакать (фото 2, добрая женщина).
- Этот дядя нехороший, стукнул он кота Тимошу (фото 3, злой мужчина).
- Эта тётенька чужая позовёт на кружку чая. Ты домой к ней не иди, ждёт опасность впереди (фото 4, злая женщина).
- Этот дяденька плохой, крадёт детей к себе домой (фото 5, на фотографии изображен приятный на внешний вид мужчина).
5. Подведение итогов
Вопросы для обсуждения:
- О чём мы сегодня с вами говорили?
- Каким людям мы можем полностью довериться, рассказать им о своей семье, куда-то пойти?
- Что вы будете делать, если к вам подойдёт незнакомый человек?
- Можно ли по внешнему виду определить хороший ли перед нами человек?
Юлия Черёмухина
педагог-психолог, I кв. категории
АНО «СОШ Академическая гимназия»
Рекомендуем почитать
- Завод детских спортивных комплексов и товаров для спорта
- Новости
- Наборы для научных опытов и экспериментов
- За безопасность – всей семьёй
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии