"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2019
Смотри, запоминай, рассказывай
Использование мнемотехники при работе с детьми в ДОУ помогает не только развивать связную речь, но ещё и способствует формированию самостоятельной разносторонне развитой и любознательной личности. Эффективность формирования связной речи у старших дошкольников существенно повышается, если педагог будет планировать и применять в своей работе мнемотехнику и работу с мнемотаблицами, а также применять и другие инновационные приёмы для овладения связной речи в работе с детьми (синквейн, интеллект-карты и другие).
Мнемотехника (искусство запоминания) - это система, которая обеспечивает эффективное и быстрое запоминание информации, а также её сохранение и возможность быстрого воспроизведения. Педагог, который использует в своей работе мнемотаблицы, помогает развивать ребёнку и слуховое внимание, и слуховую память, и зрительную память, и воображение, и общую, и мелкую моторику, а также творческую фантазию.
Все приёмы мнемотехники даны для облегчения усвоения детьми дошкольного возраста любой информации при помощи связывания её со зрительными образами. Всем привычная азбука, где рядом с буквой всегда нарисована соответствующая картинка, это так же один из приёмов мнемотехники. Особое место в работе с детьми в ДОУ у педагога занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц, то есть схем, в которые заложена та или иная информация.
Когда ребёнок осваивает принципы работы по мнемотаблицам, сокращается время для освоения лексического материала. Структура работы по мнемотаблицам строится на принципе «от простого к сложному». Сначала дети знакомятся и учатся работать с мнемоквадратом - это рисунок, на котором изображён (иногда схематично) какой-то предмет или действие, либо же признак (например, яркий пример мнемоквадратов – дорожные знаки). Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, как самостоятельный материал. Далее дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из двух-четырех (но не более) несложных изображений. Ребята учатся составлять предложения, используя несколько мнемоквадратов.
Обучение детей при помощи мнемотаблиц не только поможет запоминать стихи, содержание сказок и рассказов, но и научит выстраивать смысловые ряды и причинно-следственные связи, логические цепочки, научит рассказывать и придумывать истории, значительно расширит словарный запас ребёнка. Мнемотаблицы можно использовать при любой непосредственно-образовательной деятельности, то есть при описании какого-либо предмета (например, при рассказе о любом времени года, об овощах, фруктах, о домашних или перелётных птицах); мнемотаблицы помогают заучивать стихотворения, пословицы, поговорки, а также при обучении пересказу и при отгадывании загадок. В группе «Калинка» МАДОУ Д/с № 52 «Малинка» на протяжении трёх лет работал долгосрочный проект по развитию речи с применением мнемотаблиц «Мнемотехника плюс». В первые два года ребята регулярно работали с мнемотаблицами при изучении различного материала, а в подготовительной группе для более разностороннего развития в проект были добавлены синквейн и интеллект-карты.
Долгосрочный проект по речевому развитию с использованием мнемотаблиц
Цель: речевое развитие каждого воспитанника группы (участника долгосрочного проекта).Образовательные задачи: формирование грамотной, последовательной и красивой речи, грамматически правильно построенных монологов и диалогов детей. Формирование у воспитанников навыков пересказа, составления самостоятельного короткого описательного рассказа о каком-либо предмете, явлении или признаке природы.
Развивающие задачи: обогащение словарного запаса, развитие умения внимательно слушать собеседника (рассказчика), формирование навыков запоминать персонажей и сюжетную линию, понимать общий смысл сказок и детских литературных произведений. Развитие творческого воображения и фантазии, формирование творческого начала. Расширение кругозора в сегменте общих знаний о предметах, знакомство со словами, обозначающими свойства предметов (цветовые оттенки, форма, размер, качество материала и т. д.).
Воспитательные задачи: воспитание слухового внимания, аккуратности и трудолюбия, умения довести дело до конца, умения выслушивать других членов детского коллектива, воспитание интереса к работе по мнемотаблице.
В старшей группе «Калинка» согласно долгосрочному проекту по развитию речи с использованием мнемотехники проводились следующие виды НОД: «Расскажи о домашних птицах, расскажи об овощах, расскажи о фруктах, расскажи о признаках осени» и так далее. Составление мнемотаблицы по сказке «Гуси-лебеди» и пересказ стихотворения по мнемотаблице «Жили у бабуси 2 весёлых гуся». Составление мнемодорожек «Название сказки Шарля Перро». Работа с воспитанниками группы по мнемотаблицам велась и по другим направлениям: при исследовательской деятельности, при формировании элементарных математических представлений, при обучении грамоте.
В рамках данного долгосрочного проекта был создан тематический уголок в группе «Мнемотехника», а воспитатели группы повышали свой культурный и образовательный уровень. Был проведён мастер-класс для педагогов «Что такое мнемотехника» на педагогическом семинаре по развитию речи. Была представлена презентация «Мнемотехника» для коллег на педагогическом совете. Так же было снято видео с детьми группы «Калинка» - «Работа по мнемотаблице: «Расскажи о фруктах».
Итоговой работой по данному проекту по развитию речи с применением мнемотаблиц за период сентябрь – ноябрь 2018 года можно считать участие старшей группы «Калинка» в педагогическом семинаре, НОД по развитию речи с применением мнемотаблиц «Путешествие Незнайки и его друзей в страну Правильной речи».
Продолжение читайте в следующем номере.
Екатерина Голованова, воспитатель
МАДОУ городского округа Балашиха
«Детский сад №52 «Малинка»
Рекомендуем почитать
- Магазин-студия «Оранжевый слон»
- Белка: правда и вымысел
- Итоги пятого этапа Всероссийского конкурса – 2017
- Комментарии