"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2019
Математика – это просто!
Фрагменты НОД с использованием математических заданий для детей 3-7 лет
Время от времени мы задаёмся вопросом, а сколько человеческий мозг может вместить в себя информации и обработать её, и где предел возможностей? С трансформацией времени и скоростью развития цивилизации, мы начинаем понимать, что наши дети становятся всё умнее, что раньше при поступлении в школу требовался лишь счёт до 10, а сейчас дети решают задачи в пределах 20. И на практике мы понимаем, что дошкольник вполне реально может не только понять простые математические значения, но и свободно оперировать с этими понятиями.
В чём секрет спросите вы? А секрета нет, просто есть отличные дидактические материалы и наглядные пособия, которые с успехом применяют педагоги на практике, получая в ответ хорошие результаты.
Серия таких математических пособий есть в методиках Н.Зайцева. Эти пособия созданы не только для индивидуального использования, их эффективно применять и для групповых заданий.
Фрагмент1. «Овощной рынок». Прямой и обратный счёт в пределах 10, счёт десятками до 40.
Материал и оборудование: пособие «Тысяча. И ещё…» Н. А.Зайцева (числовой столб, числовые карточки «треугольники»), 20 камней (светлые 10 шт., тёмные 10 шт., маленькие), 10 ракушек (маленькие), счётные палочки Зайцева, карточки, на каждой из которых изображён любой овощ в количестве от одного до десяти (например, тыква).
Воспитатель: Дети, давайте сегодня с вами поиграем в «Овощной рынок»? Кто знает, что такое рынок? Скажите, пожалуйста. (Ответы детей.) А почему у нас будет овощной рынок, что мы будем там продавать?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Я сегодня шла к вам и на дороге увидела лежал вот этот мешочек, давайте посмотрим, что в нём. (Воспитатель открывает и показывает детям. В мешочек заранее сложены камушки и ракушки.)
Дети: Камни и ракушки.
Воспитатель: Вы, конечно, правы. Но нам нужно подумать, на какие овощи они похожи. (Ответы детей.) Пусть светлые камушки – будут кабачками, тёмные – картошкой, ракушки светлые – капустой, а ракушки жёлтые – тыквами. Теперь нам нужно построить прилавки. Кто догадается из чего? (На соседнем столе лежат счетные палочки. Ответы детей.) Всё правильно, мы сделаем прилавки из палочек. (Воспитатель с детьми делает прилавки.) Какие вы молодцы, а теперь нам нужно разложить овощи в соответствии с заданием на карточках, на первый прилавок нам нужно выложить вот столько кабачков (показывает карточку с пятью закрашенными кружочками, аналогично выкладывают семь картофелин и девять кочанов капусты.) А теперь нам нужно найти карточку, где закрашено столько же кружочков, сколько тыкв. Давайте выложим в ряд тыквы. Каждый из вас по очереди должен взять карточку и положить её на стол справа от предыдущей. Когда карточки закончатся, нужно будет под ними выложить карточки с закрашенными кружочками, которые соответствуют количеству тыкв. Какой отличный рынок у нас получился, Петя пересчитай кабачки. И запомни это число.
Петя: Один, два,…пять.
Воспитатель: Женя, а ты посчитай картошку. И запомни это число.
Женя: Один, два,… семь.
Воспитатель: А Маше нужно сосчитать капусту, и тоже запомнить это число. (Маша считает до девяти.) Давайте сравним каких овощей больше всего, а каких меньше. Мира, Серёжа и Нина возьмите каждый по карточке с нужным количеством закрашенных кружочков. (Дети по очереди выкладывают карточки, остальные – проверяют.) Дети, давайте теперь выставим цифру, которая обозначает самое маленькое количество овощей, это цифра… Какая?
Дети: Пять.
Воспитатель: Всё верно, теперь из оставшихся – нужно выбрать цифру с самым маленьким значением. Назовите эту цифру.
Дети: Семь.
Воспитатель: Отлично, смотрим дальше: из двух групп овощей надо выбрать меньшую. Чего меньше кочанов капусты или картошки?
Дети: Картошки.
Воспитатель: Молодцы, и последняя цифра у нас будет обозначать количество тыкв, и это будет 10. Посмотрите на наш ряд из цифр, назовите все их по порядку.
Дети: Пять, семь, девять, десять.
Воспитатель: А теперь нужно назвать цифры, которые пропущены до 5. Между 5 и 7, между 7 и 9. (Дети называют.) А скажите, сколько нужно добавить кабачков (картошки, капусты), чтобы получилось 10? (Дети называют.) Теперь добавим к каждой группе овощей недостающее количество до 10. Сколько добавим кабачков, чтобы их стало 10?
Дети: Пять.
Воспитатель: А к картошке, капусте?
Дети: Три, один.
Воспитатель: А сколько нужно добавить тыкв к тыквам, чтобы стало 10?
Дети: Нисколько. Ноль.
Воспитатель: Теперь овощей каждого вида по 10. Нам нужно посчитать, сколько всего овощей. (Дети вместе с воспитателем считают десятками.)
Фрагмент 2. «Запуск ракеты». Учить детей ориентироваться по часам.
Материал и оборудование: пособие Н.А.Зайцева (числовые карточки треугольники от 1 до 20 (по количеству детей), лента «Часики»), маленькие ракеты из картона по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в космическое путешествие, но на чём же нам полететь в космос?
Дети: На ракете.
Воспитатель: Всё правильно. Я вам сейчас всем раздам маленькие ракеты, посмотрите какие они красивые. (Воспитатель раздаёт каждому ракеты.) Но мы не можем на них просто так полететь. Ракеты запускают в космос с космодрома в определённое время, но как же нам узнать время?
Дети: по часам.
Воспитатель: О, у меня как раз есть с собой циферблат. Но одновременно все ракеты мы запустить не сможем, будем запускать по очереди! Кто хочет запустить первым? (Ответы детей.) Хм, все хотят быть первыми, тогда сейчас каждый из вас выберет карточку и начнём с того, у кого будет на карточке закрашен только один кружочек, потом у кого два и так далее. (Воспитатель переворачивает карточки, так чтобы дети не видели кружочки, и раскладывает перед детьми.) Итак, у кого на карточке закрашен один кружочек?
Марк: У меня.
Воспитатель: Тебе надо запустить ракету с космодрома в это время. (Воспитатель показывает на циферблате время «семь часов пять минут»). Если ты правильно назовёшь время, которое я тебе показала, то твоя ракета полетит в космос.
Марк: Семь часов пять минут. (Если ребёнок испытывает затруднения, воспитатель помогает ему.)
Воспитатель: Отлично, полетели. Считаем все вместе! (Воспитатель вместе с детьми считает от 10 до1.) Пуск! (Ребёнок имитирует полёт ракеты. Далее воспитатель каждому ребёнку называет время и «запуск ракет продолжается.)
Время от времени мы задаёмся вопросом, а сколько человеческий мозг может вместить в себя информации и обработать её, и где предел возможностей? С трансформацией времени и скоростью развития цивилизации, мы начинаем понимать, что наши дети становятся всё умнее, что раньше при поступлении в школу требовался лишь счёт до 10, а сейчас дети решают задачи в пределах 20. И на практике мы понимаем, что дошкольник вполне реально может не только понять простые математические значения, но и свободно оперировать с этими понятиями.
В чём секрет спросите вы? А секрета нет, просто есть отличные дидактические материалы и наглядные пособия, которые с успехом применяют педагоги на практике, получая в ответ хорошие результаты.
Серия таких математических пособий есть в методиках Н.Зайцева. Эти пособия созданы не только для индивидуального использования, их эффективно применять и для групповых заданий.
Фрагмент1. «Овощной рынок». Прямой и обратный счёт в пределах 10, счёт десятками до 40.
Материал и оборудование: пособие «Тысяча. И ещё…» Н. А.Зайцева (числовой столб, числовые карточки «треугольники»), 20 камней (светлые 10 шт., тёмные 10 шт., маленькие), 10 ракушек (маленькие), счётные палочки Зайцева, карточки, на каждой из которых изображён любой овощ в количестве от одного до десяти (например, тыква).
Воспитатель: Дети, давайте сегодня с вами поиграем в «Овощной рынок»? Кто знает, что такое рынок? Скажите, пожалуйста. (Ответы детей.) А почему у нас будет овощной рынок, что мы будем там продавать?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Я сегодня шла к вам и на дороге увидела лежал вот этот мешочек, давайте посмотрим, что в нём. (Воспитатель открывает и показывает детям. В мешочек заранее сложены камушки и ракушки.)
Дети: Камни и ракушки.
Воспитатель: Вы, конечно, правы. Но нам нужно подумать, на какие овощи они похожи. (Ответы детей.) Пусть светлые камушки – будут кабачками, тёмные – картошкой, ракушки светлые – капустой, а ракушки жёлтые – тыквами. Теперь нам нужно построить прилавки. Кто догадается из чего? (На соседнем столе лежат счетные палочки. Ответы детей.) Всё правильно, мы сделаем прилавки из палочек. (Воспитатель с детьми делает прилавки.) Какие вы молодцы, а теперь нам нужно разложить овощи в соответствии с заданием на карточках, на первый прилавок нам нужно выложить вот столько кабачков (показывает карточку с пятью закрашенными кружочками, аналогично выкладывают семь картофелин и девять кочанов капусты.) А теперь нам нужно найти карточку, где закрашено столько же кружочков, сколько тыкв. Давайте выложим в ряд тыквы. Каждый из вас по очереди должен взять карточку и положить её на стол справа от предыдущей. Когда карточки закончатся, нужно будет под ними выложить карточки с закрашенными кружочками, которые соответствуют количеству тыкв. Какой отличный рынок у нас получился, Петя пересчитай кабачки. И запомни это число.
Петя: Один, два,…пять.
Воспитатель: Женя, а ты посчитай картошку. И запомни это число.
Женя: Один, два,… семь.
Воспитатель: А Маше нужно сосчитать капусту, и тоже запомнить это число. (Маша считает до девяти.) Давайте сравним каких овощей больше всего, а каких меньше. Мира, Серёжа и Нина возьмите каждый по карточке с нужным количеством закрашенных кружочков. (Дети по очереди выкладывают карточки, остальные – проверяют.) Дети, давайте теперь выставим цифру, которая обозначает самое маленькое количество овощей, это цифра… Какая?
Дети: Пять.
Воспитатель: Всё верно, теперь из оставшихся – нужно выбрать цифру с самым маленьким значением. Назовите эту цифру.
Дети: Семь.
Воспитатель: Отлично, смотрим дальше: из двух групп овощей надо выбрать меньшую. Чего меньше кочанов капусты или картошки?
Дети: Картошки.
Воспитатель: Молодцы, и последняя цифра у нас будет обозначать количество тыкв, и это будет 10. Посмотрите на наш ряд из цифр, назовите все их по порядку.
Дети: Пять, семь, девять, десять.
Воспитатель: А теперь нужно назвать цифры, которые пропущены до 5. Между 5 и 7, между 7 и 9. (Дети называют.) А скажите, сколько нужно добавить кабачков (картошки, капусты), чтобы получилось 10? (Дети называют.) Теперь добавим к каждой группе овощей недостающее количество до 10. Сколько добавим кабачков, чтобы их стало 10?
Дети: Пять.
Воспитатель: А к картошке, капусте?
Дети: Три, один.
Воспитатель: А сколько нужно добавить тыкв к тыквам, чтобы стало 10?
Дети: Нисколько. Ноль.
Воспитатель: Теперь овощей каждого вида по 10. Нам нужно посчитать, сколько всего овощей. (Дети вместе с воспитателем считают десятками.)
Фрагмент 2. «Запуск ракеты». Учить детей ориентироваться по часам.
Материал и оборудование: пособие Н.А.Зайцева (числовые карточки треугольники от 1 до 20 (по количеству детей), лента «Часики»), маленькие ракеты из картона по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в космическое путешествие, но на чём же нам полететь в космос?
Дети: На ракете.
Воспитатель: Всё правильно. Я вам сейчас всем раздам маленькие ракеты, посмотрите какие они красивые. (Воспитатель раздаёт каждому ракеты.) Но мы не можем на них просто так полететь. Ракеты запускают в космос с космодрома в определённое время, но как же нам узнать время?
Дети: по часам.
Воспитатель: О, у меня как раз есть с собой циферблат. Но одновременно все ракеты мы запустить не сможем, будем запускать по очереди! Кто хочет запустить первым? (Ответы детей.) Хм, все хотят быть первыми, тогда сейчас каждый из вас выберет карточку и начнём с того, у кого будет на карточке закрашен только один кружочек, потом у кого два и так далее. (Воспитатель переворачивает карточки, так чтобы дети не видели кружочки, и раскладывает перед детьми.) Итак, у кого на карточке закрашен один кружочек?
Марк: У меня.
Воспитатель: Тебе надо запустить ракету с космодрома в это время. (Воспитатель показывает на циферблате время «семь часов пять минут»). Если ты правильно назовёшь время, которое я тебе показала, то твоя ракета полетит в космос.
Марк: Семь часов пять минут. (Если ребёнок испытывает затруднения, воспитатель помогает ему.)
Воспитатель: Отлично, полетели. Считаем все вместе! (Воспитатель вместе с детьми считает от 10 до1.) Пуск! (Ребёнок имитирует полёт ракеты. Далее воспитатель каждому ребёнку называет время и «запуск ракет продолжается.)
Рекомендуем почитать
- Лайфхаки быстрых утренних сборов
- Лэпкуб «Математика для малышей»
- Игры для изучения иностранных языков!
- Зимний гороскоп с улыбкой
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку