"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2017
Встречаем весну
Праздник в рамках спецкурса «Русский музыкальный фольклор» для учащихся 5-го класса
Цели: расширение кругозора обучающихся в области народного творчества; формирование духовно-нравственных качеств личности; воспитание любви и уважения к родному краю, Отечеству.
Задачи:
- знакомить обучающихся с тем, как проходил праздник встречи на Руси;
- знакомить обучающихся с обрядами этого праздника;
- знакомить обучающихся с песнями – «веснянками», совершенствовать певческие навыки при разучивании «веснянок»;
- развивать творческую активность обучающихся;
- воспитывать любовь и уважение к народным традициям и обрядам.
Материалы и оборудование: плакаты, кроссворд, венки, народные костюмы, печенье «петушки», расписные горшки, домашняя утварь, веретено, клубок, магнитофон, фонохрестоматия.
Ход занятия
(Дети входят в класс под звук пения жаворонка.)
Учитель: Здравствуйте, дети! Я не случайно встретила вас пением птиц. Когда мы обычно слышим такие звуки? (Ответы.) Правильно, с приходом весны, когда вся природа как будто оживает, просыпается ото сна, рождается заново. А маленькие пташки являются вестниками этого великого пробуждения.
Учитель: Мы продолжаем разговор, начатый на предыдущих уроках, о народных праздниках. Мы познакомимся с тем, как проходил на Руси праздник весны – Красная горка – выясним, откуда появилось такое название. Но прежде чем перейти к новой теме, я хотела бы решить с вами кроссворд. Обратите внимание, ребята, на ключевые слова, которые образовались в результате решения кроссворда (веснянка, хоровод, обряд). Все они будут нам встречаться в течение урока.
Учитель: Итак, усаживайтесь поудобнее, приготовьтесь смотреть и слушать. (Инсценировка сказки «Девочка и Весна».)
Ведущая: Давным-давно жила-была в одном селе Машенька. Сидела она под окном с берёзовым веретеном и приговаривала.
Машенька (имитирование движение пряхи): Красна девица звонко ткала,
Тонко пряла, бело белила,
На солнышке сушила,
За концы таскала, людям дарила.
Ведущая: Ждёт Машенька Весну тёплую, добрую. А той не видать, не слыхать. Зима не уходит, руки-ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда. (Машенька поёживается, потирает руки.) Надумала Маша идти Весну встречать. (Девочка ходит по залу, прикладывает ладонь «козырьком», как бы ищет.) Пришла она в поле, села на пригорочек и зовёт солнце.
Маша: Солнышко, солнышко –
Красное вёдрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры! (Появляется девочка-Солнце, садится на корточки, обхватывает колени руками, затем медленно под музыку встаёт, раскрывая руки.)
Маша: Не видало ли ты, Солнышко, Красную Весну, не встречало ли свою сестру?
Солнышко: (нараспев) Не видало я Весну, а встречало Старую Зиму. Как она, лютая от Весны бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. (Солнышко медленно садится на корточки, закрывается руками, затем незаметно уходит на место).
Ведущая: Пошла Машенька дальше. Вдруг предстал пред ней лес. Ходила, ходила Маша по лесу, совсем заблудилась. Только присела Маша на пенёк отдохнуть, как видит летит лебедь белая. (Звучит гусельный наигрыш. Появляется Весна, поглаживает шелковую руками, расстилает росу.)
Ведущая: Летит и распускает по земле пух да перья. Та лебедь и была Весна. Выпускает Весна по лугам траву шёлковую, расстилает росу жемчужную, разливает быстрые речки в мелкие ручейки.
Маша: Ой, Весна-весна, добрая матушка.
Ты иди в наши края, прогони Зиму Лютую.
Старая Зима не уходит, холод-стужу напускает.
Ведущая: Услыхала Весна Машин голос, взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.
Весна: Я Зиму замыкаю, росу отпускаю. Роса медовая, трава шёлковая. (Аудиозапись «Журчанье ручья».)
Учитель: Вот мы и проводили зиму. Матушка Весна с каждым днём набирает силу. Весело и радостно улыбается красное солнышко, согревая своими лучами застывшую землю. Ещё с древних времён люди желали поскорее приблизить Весну призывали её в своих песнях «Веснянках», которые являлись частичкой праздничного ритуала. Давайте и мы с вами выйдем на пригорочек и пропоём «веснянки». (Разучивание и пение веснянок.)
Учитель: Издавна на Руси праздник встречи Весны отмечали в период весеннего равноденствия. В этот день женщины пекли особое печенье, называемые «тушками», «жаворонками», «куликами». Эту сдобу раздавали детям. Забираясь на самые высокие холмы, где уже растаял снег, ребятишки подкидывали печенье к небу и «зазывали» Весну. (Звучит проигрыш Песни Леля. Выходят дети – инсценировка веснянок.)
Жаворонушки, прилетите-ка,
Весну-Красну принесите-ка!
Нам зима-то надоела, весь овёс переела,
Хлеб да капуста лучшая закуска!
Чувиль-виль-виль! Жаворонушки!
Красна весна на двор пришла.
Идёт Матушка-весна, отворяй ворота.
Первый март пришёл – всех детей привёл;
А за ним и апрель – отворяй окно и дверь;
А уж как пришёл май – сколько хочешь гуляй! (Весна ведёт всех детей за собой цепочкой и заводит на свои места.)
Учитель: Ребята, нам в наследство от наших предков достались очень интересные традиции. Как раз праздник встречи Весны – одна из них. Иначе он называется «Красная горка». Это первый праздник после Пасхи, который открывает пору весенних праздников. Название «Красная горка» произошло от того, что обряд встречи восхода солнца или «Красной весны» происходил на горе, холме, освещаемом красным солнышком и покрытым земным ковром – травой. А теперь я вам предлагаю тоже перенестись в далёкие времена и поучаствовать в этом обряде. (Мальчикам раздать кувшины, горшки, девочкам – венки.) А не завести ли нам хоровод, да не поиграть ли в игры? Покажите мне, как вы научились водить хороводы. (Хоровод: «Пойду ль я, выйду ль я».)
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру. А с чего начинается каждая игра? Со считалки!
Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода – из народа,
Выходи из хоровода.
Ну что ж, ребята, немного поиграли, отдохнули. Занимайте свои места. Наш урок подходит к концу, и в заключение мне хотелось бы узнать, о чём же мы сегодня говорили на уроке?
Татьяна Храмцова, учитель музыки, Карельский филиал
МБОУ Устьинской СОШ, Тамбовская обл.
Рекомендуем почитать
- Комментарии