"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2017
Домашние животные
Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе с ОНР
Коррекционно-образовательные задачи:
- уточнять и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
- расширять знания о внешнем виде, образе жизни, повадках животных;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в единственном и множественном числах; образование существительного с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление существительного в форме творительного и родительного падежах).
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать диалогическую речь, слуховое внимание, зрительный гнозис и конструктивный праксис;
- способствовать развитию мышления, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Материалы и оборудование: магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, конверты с пазлами «Домашние животные», мяч, корм для животных: бутылка молока, сено, овёс, косточка, морковка, капуста; картина «Скотный двор».
Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
Логопед: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте в круг. (Дети стоят в кругу.)
Логопед: Послушайте и скажите, чьи голоса вы услышали? (Логопед включает диск с голосами домашних животных.)
Дети: Мы услышали голоса домашних животных.
Логопед: Назовите их.
Дети: Мы услышали голос коровы, лошади, собаки, кошки, козы, свиньи.
Логопед: Как подаёт голос собака? (Собака лает.) Как подаёт голос корова? (Корова мычит.) (Аналогичные вопросы по всем другим животным.)
Логопед: Я думаю, вы уже догадались, о ком будем сегодня говорить.
Дети: О домашних животных.
Логопед: Почему их называют домашними животными?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них.
Логопед: Да, будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы язычок нам в этом помог, сделаем артикуляционную гимнастику. Эта история о том, как однажды язычок познакомился с котёнком.
Рано утром язычок вышел посидеть на крылечко. (Лопаточка.)
Разминаясь язычок потянулся к солнышку, затем к травке. (Кончик языка тянут к носу, затем к подбородку.)
Свежий ветер взбодрил язычок. (Дуют на широкий кончик языка.)
Вдруг из-под крылечка наш язычок услышал мяуканье (мяукают), увидел котёнка и ласково его погладил (имитируют кистью руки поглаживание).
Котёнок испугался и выгнул спину. (Горка.) Язычок принёс ему чашку с молоком. (Чашечка.)
Котёнок стал жадно лакать молоко, облизнулся. (Вкусное варенье.)
Котёнок снова выгнул спину, но от удовольствия. (Горка.) и замурлыкал (мурлыкают).
Потом они вместе катались на качелях. (Качели.) И играли в футбол. (Футбол.) (Дети садятся за перты, на них – пазлы.)
Логопед: Посмотрите, я вижу перед вами лежат какие-то картинки, соберите их и посмотрите, кто там спрятался?
1-й ребёнок: У меня корова.
Логопед: Какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко.)
2-й ребёнок: У меня собака.
Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом. Аналогичным образом проводится опрос всех детей. Стук в дверь. Заходит грустный пастух, здоровается.)
Логопед: Пастух, а почему ты такой грустный?
Пастух: Я пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти свою маму детёнышам.
Логопед: Ребята, поможем?
Дети: Да. (Картинки взрослых животных – на доске, картинки с детёнышами – на столе. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному.)
Пастух: Спасибо, что помогли мне. Я очень счастлив и хочу с вами поиграть. (Играет с детьми под песню «На лугу пасутся». Пастух прощается и уходит.)
Логопед: А теперь приготовьте пальчики, мы с ними поиграем.
У коровы есть рога (указательные пальцы приставить ко лбу).
И копыта на ногах (стучат кулачками по коленкам).
Травушку она жуёт (кулачки сжимают и разжимают).
Деткам молочко даёт (ладони трут друг об друга).
Кто в деревне живёт (из ладоней сделать крышу)?
Лежебока – рыжий кот (загибают пальцы по очереди).
Маленький телёнок,
Быстрый жеребёнок,
Верная собачка,
Белая овечка,
Раз, два, три, четыре, пять (разгибают пальцы обратно).
Их не трудно сосчитать (хлопают в ладоши и стучат кулачками по очереди).
Логопед: С пальчиками поиграли, они стали ловкими. И сейчас поиграем с мячиком в игру: «Чья. Чьё. Чьи?».
Грива лошади чья? (Лошадиная.)
Хвост кошки чей? (Кошачий.)
Логопед: Ребята, посмотрите, какие животные пришли к вам в гости. Назовите их. (Логопед держит поднос, на котором стоят животные.)
Дети: Корова, свинья, собака, кошка, медведь, коза.
Логопед: А кто здесь лишний?
Дети: Лишний медведь, потому что медведь – это дикое животное, а все остальные домашние животные.
Логопед: А сейчас поиграем в прятки с домашними животными. Назовите их, запомните, закройте глаза. (Убирает из ряда одну игрушку.) Кого не стало? (Игра повторяется 3-4 раза.)
Логопед: Ребята, кто ухаживает за домашними животными.
Дети: За домашними животными ухаживает человек.
Логопед: А вы знаете, чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для домашнего животного и поставьте рядом с ним. (Дети отвечают по схеме: «Я угощу кота молоком», «Я угощу кролика морковкой».)
Логопед: Молодцы. (Используется презентация на компьютере «Чей дом?»)
Логопед: Ребята, вы покормили животных, а теперь им пора идти в свой дом. Посмотрите на картинку и назовите, кто где живёт. (Это лошадь. Лошадь живёт в конюшне. Собака живёт в конуре.)
Логопед: Молодцы, вы всё верно выполнили. Скажите, что мы делали на занятии? (Дети перечисляют. Стук в дверь. Входит пастух.)
Пастух: Ребята, я слышал, что вы говорили о домашних животных, какую пользу они приносят людям. Корова какую пользу приносит?
Дети: Корова даёт молоко.
Пастух: А что делают из молока?
Дети: Кефир, сметану, творог, мороженое, коктейль.
Пастух: Правильно, молодцы, и я принёс вам вкусный, полезный молочный коктейль. (Пастух угощает детей.)
Татьяна Колпащикова, учитель-логопед
МБДОУ № 59 г. Салават
Рекомендуем почитать
- Кубик Рубика
- Образовательная робототехника – методический инструмент педагога
- Подарки для мальчиков
- Книги Алины Бикеевой для педагогов и родителей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии