"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2017
Широкая Масленица
Фольклорный праздник для учащихся начальных классов средней школы
Цель: приобщение учащихся к культурным ценностям, возрождение и сохранение народных традиций.
Задачи:
- знакомить с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизводить некоторые обрядовые моменты праздника;
- создавать условия для совместной познавательно-игровой деятельности детей;
- развивать навыки сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.
Предварительная работа: изготовление куклы-Масленицы из соломы, разучивание хороводов, частушек, игр, повторение загадок, пословиц, поговорок. Родители: пошив русских народных костюмов для мальчиков и девочек, приготовление блинов.
Оформление зала: в стиле деревенской горницы (на окнах и на дверях занавески с вышивкой), стол, накрытый вышитой скатертью, на столе деревянная расписная посуда, самовар, на больших блюдах – блины. Возле стола с обеих сторон – скамьи для детей, покрытые самоткаными дорожками.
Ход мероприятия
(Звучит музыка «Масленица», гости и родители проходят в зал и садятся на свои места.)
1-й скоморох: Всем, всем, всем! И тем, кто подходит, и кто уже здесь. Объявляем важную весть!
2-й скоморох: Все от мала до велика, молодцы и молодицы, собирайтесь к нам на праздник – праздник Масленицы! (Звучит русская народная мелодия «Коробейники». Все дети заходят в зал и рассаживаются на свои места.)
1-й скоморох: Здравствуйте, честные гости!
Проходите, не стесняйтесь!
Всё смотрите! Улыбайтесь!
2-й скоморох: Может, где сказка и кончается, а у нас Масленица начинается.
Веселья у нас много разного! Подходи, смотри,
Будем Масленицу праздновать!
Сыграем, спляшем, руками помашем.
Ногами потопаем, а то и руками похлопаем! (Скоморохи вместе с детьми называют дни Масленицы. Все дети встают в хоровод вокруг Масленицы и поют песню «Как на масленой неделе». Затем чучело Масленицы убирают за ширму.)
1-й ученик: Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом. Блином.
И румяным пирогом!
2-й ученик: А мы Масленицу ожидали,
Киселя с молоком не хлебали.
Вот и Масленица во двор въезжает.
Широкая, во двор вступает. (Выходит Масленица – взрослый, наряженный в костюм.)
Масленица (кланяется в пояс):
Здравствуйте, люди добрые! Прошло время злой зимы – Мораны. Солнышко начинает прогревать в полуденную пору: оно тешится – играет, заставляет плакать белые снега слезами горючими, а деревенский народ – радоваться, да чествовать госпожу – Масленицу.
1-й скоморох: Рады видеть тебя, Масленица, для тебя мы танцуем и поем.
2-й скоморох: Нам везде надо успеть – и сплясать и песню спеть!
Скоморохи (поют вместе): Ты гуляй, гуляй, Матвей, не жалей своих лаптей,
Батька лыка надерёт – лапти новые сплетет.
А ну, ребятня, запевай частушки! (Выходят дети и поют частушки.)
Масленица: Ох, и хорошо вы поёте, ребята! Ноги так сами в пляс и идут! А сейчас я приглашаю всех детей и всех гостей поиграть в игру «Ручеёк». (Скоморохи приглашают всех встать парами и поиграть в игру. После игры все садятся на свои места.)
1-й скоморох: А расскажи-ка, Масленица, как блиночки пекла? Как блиночки пекла, сколько сдобья клала?
Масленица: Растворила я блины, на холодной на воде.
2-й скоморох: Ну и Масленица! А у нас блины не такие. (Проводится игра-кричалка. Одна часть детей кричит – «Блины!», другая – «С припёком!», затем все выполняют движения.)
1-й скоморох: Как на Маслену неделю каждый день с утра мы ели… Что?
Дети: Блины! С припёком! (2 раза)
1-й скоморох: Вокруг себя с подскоком! (Дети выполняют движения. Далее игра проходит аналогично согласно тексту.)
В обед чай пивали, горстями в рот кидали... Что?
С припёком! Блины! Поклон для Зимы!
Ну, а в ужин, как всегда, лучшая для нас еда…Что?
Блины! С припёком! Прыжки с прихлопом.
2-й скоморох: А мы и песню про блины знаем. (Исполняют вместе с детьми песню «Блины».)
Масленица: А какая же Масленица без весёлой и шумной ярмарки? (Выходят ребята с лотками, в них товары различные: пироги, блины, ленты, нитки, орешки.)
Торговцы (наперебой): Вот орешки! Хорошие орешки! Вкусные, на меду! Давай в шапку накладу! Кому пирожки, горячие пирожки? С пылу, с жару – гривенник за пару! Нажарила, напекла Акулина для Петра! Давай – расхватывай! Булавки, иголки! Стальные приколки! За один пучок, плати пятачок!
Масленица: Хороши ваши товары! А теперь, ребята, потешьте меня – отгадайте мои загадки.
Бело, да не снег; сладко, да не мед; от рогатой берут и детям дают. (Молоко.)
И комковат, и ноздреват, и мягок, и ломок, а всех милей. (Хлеб.)
Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник. А первый на селе работник. (Лошадь.)
За моей избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, а достать не могут. (Месяц.)
Черён, да не ворон, рогат, да не бык, 6 ног без копыт: летит – воет, падет – землю роет. (Жук.)
1-й скоморох: А сейчас, ребятня, вспомнить пословицы и поговорки нам пора! (Дети рассказывают пословицы и поговорки на тему Масленицы.)
2-й скоморох: Засиделись мы что-то, пришла пора в игру поиграть! (Дети встают в две шеренги – одна против другой. Игра «А мы просо сеяли.)
1-й скоморох: Эй, малышня, выходи сюда! Будем «Танец с ложками плясать», Масленицу ублажать! (Танец с ложками на народную мелодия «Я на горку шла».)
Масленица: Вы, ребята, молодцы! Пляшете так хорошо! Но прошла масленая неделя, и пришла пора прощаться нам с вами.
1-й скоморох: Спасибо всем, спасибо вам! Заходите ещё к нам! Всегда рады мы гостям!
2-й скоморох: А сейчас, детвора всем на горку вам пора! Быстро все вы собирайтесь и теплее одевайтесь!
Масленица: Главную роль играют на праздник Масленицы блины, которые пекутся всю неделю: на блины зовут гостей и блинами везде угощают. Что ж, пора и нам подкрепиться и блинами угоститься. (Масленица уводит детей из зала и угощает их блинами в классе. Затем все дети идут вместе с Масленицей и родителями на горку.)
Ольга Квашнина, учитель начальных классов
Ирина Кочнева, учитель начальных классов
Ольга Буянкина, учитель начальных классов
МКОУ «Квашнинская СОШ», Свердловская обл
Рекомендуем почитать
- Вы производите/продаёте игрушки и товары для детей, мы продвигаем их Интернете!
- Один дома
- Новогодние ёлки
- Программа «Истоки знаний»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии