"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2014
Ловкость, выдержка и спортивный азарт
Весёлая, задорная, шумная компания играющих детей разного возраста — редкое явление для современных городских дворов. Из жизни детского сообщества исчезают увлекательные спортивные и подвижные игры. Но в наших силах — воспитателей, родителей — изменить ситуацию. Предлагаем комплекс игр, составленных на основе русской народной игры «Городки» и способствующих подготовке ребёнка к её освоению
Игра в городки является не только старинной русской, но и спортивной игрой, по которой проходят первенства Российской Федерации. В России издавна существовало множество вариантов игры в городки — это «рюхи», «чухи», «крэгли», «скрак-ли», «клетки» и др. Городки широко использовались в физической подготовке русской армии при Петре I.
На наш взгляд, применение игры «Городки» по упрощённым правилам в дошкольном возрасте значительно облегчит детям начальный период обучения в школе, предполагающий чрезвычайно высокий уровень зрительных нагрузок в связи с интенсивным овладением навыками чтения, письма, счёта. Психическая зрелость и уровень психологической устойчивости ребёнка в дошкольном возрасте с помощью игры в городки только усилится.
Спортивно-игровая программа на основе игры «Городки» в нашем детском саду адаптирована к специфике физического воспитания, условиям и целям обучения, определяемым образовательной программой ДОУ. Отбор содержания и средств спортивно-игровой программы основывается на закономерностях естественного развития ребёнка и реализуется на физкультурных занятиях, утренней разминке, динамических часах, индивидуальных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности.
Для успешной реализации проекта были изготовлены биты длинной 40–50 см., весом до 500 гр. и городки высотой 20 см., диаметром 5 см., разработаны индивидуальные карточки-задания. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельных играх, организовывать соревнования, создаёт ситуацию выбора деятельности.
Спортивно-игровая программа включает:
- игры с битой соревновательного характера: передача, броски, метание разными способами вдаль, в цель, прыжки через биты, бег змейкой между битами, а также общеразвивающие упражнения игрового характера;
- игры с городками: передача городков, составление фигур, катание городков рукой, ногой, подбрасывание и ловля городков, метание городков вдаль, в цель, прыжки через городки, бег, ходьба гуськом и ползание между городками;
- игры, обеспечивающие совместные действия с битой и городками: выбивание городков, забивание городка в квадрат, выбивание городков на дальность, игра «Городки».
Первый блок
Цель: формировать умения ориентировать локомоторные действия во внешнем пространстве.Задания:
- «Кто скорее построит фигуру?» По схеме построить самолёт, ворота, ракетку, пушку, колодец и т. д.
- «Живые фигуры». Команды по пять человек строят городошные фигуры в городе, затем «живые» фигуры. Чья команда быстрее?
- «Раз, два, три, четыре, пять. Начал зайка скакать!» От линии полукона допрыгать до города, прыжки вокруг города.
- «Чудеса на свете, стали карликами дети». Обойти вокруг города в приседе.
- «Аист длинноногий, покажи домой дорогу». Кто скорее по короткому пути доберётся к городу разными способами — ходьбой с высоким подниманием колен, бегом, прыжками, ходьбой на четвереньках.
- «Дорожка». Прыжки через городки, поставленные вертикально.
- «Через биты — полоски». Дети делятся на команды по пять человек, встают в колонны. По сигналу игроки друг за другом прыгают через биты, обегают флажок и бегом возвращаются обратно.
- «Возьми городок». Игроки стоят в кругу, внутри расставлены городки. Игровое задание — бежать по кругу, по сигналу остановиться и взять городок.
- «Найди, где спрятаны городки». Ориентировка по карте-схеме.
Второй блок
Цель: формировать умения выполнять точные прицельные действия в пространственном поле с предметами.Задания:
- «Копьё». Метание биты в обруч, висящий вертикально.
- «Змейка». Сбивание городков, поставленных змейкой.
- «Чей городок дальше». Угнать городок битой как можно ближе к своему городу или флажку.
- «Сбей городок». На площадке чертится линия длиной 6–8 метров. Через каждый метр на этой черте делают отметку. В центре ставят городок. Двое играющих становятся на противоположных концах черты и по очереди бросают свой мяч в городок. Тот, кто попал мячом в городок, переставляет его на одну черту ближе к себе. Кто первым переведёт городок к себе, тот выигрывает.
- «Подбрось -поймай». Кто больше подбросит и поймает городок.
- «Чья бита прокатится дальше?». Катят биту двумя руками вперёд.
- «Попади в песочницу». Игроки стоят в колоннах. По сигналу первые номера бросают биту в песочницу, затем вторые и т. д.
Третий блок
Цель: развивать умения произвольно поддерживать и регулировать тонус мускулатуры.Задания:
- «Померим». Бита вертикально в полусогнутых руках перед грудью. Переставляя руки вверх, мерить биту.
- «Качели». Стать на биту, ноги на ширине плеч. Переносить тяжесть тела с носка на пятку.
- «Штанга». Поднять биту как «тяжёлую штангу» и бросить.
- «Походим». Бита вертикально на земле, одна рука держит её. Ходить в полуприсяде вокруг биты в одну сторону, затем поменять руки и идти в другую сторону.
- «Сели - встали». Два игрока стоят лицом друг к другу на расстоянии одного шага, бита — в опущенных руках. Один ребёнок приседает, держась за биту, второй поднимается на носки.
Четвёртый блок
Цель: развивать «тонкую моторику» манипулятивных действий.Задания:
- «Кто скорее к бантику?». Наматывание шнура на биту. Шнур прикреплён с разных концов к двум битам, посредине шнура завязан бантик. Кто скорее намотает шнур до середины?
- «Измерь биту». Первый вариант: измерить биту, перехватывая её ладошками и пальцами. Второй вариант: измерить биту большим и средним пальцами.
- «Поиграй на трубе». Имитация действий трубача на бите.
- «Сдвинь городок щелчком». Попробовать сдвинуть пластмассовый городок щелчком пальцев.
- «У кого городок?». Игроки строятся в круг вплотную, плечом к плечу. Затем передают городок за спиной из рук в руки, а водящий в центре должен отгадать, у кого городок.
Людмила Волошина, доктор педагогических наук, заведующий
кафедрой дошкольной педагогики и психологии НИУ БелГУ
Евгения Дрозд, воспитатель
Татьяна Курилова, инструктор по физической культуре
Людмила Позднякова, педагог-психолог МАДОУ Центр развития
ребёнка — детский сад №69 «Сказка», г. Белгород
- Комментарии