"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2014
Музыка в жизни и развитии особых детей
Сегодня дети с ограниченными возможностями здоровья могут посещать не только специальные учреждения, но и ДОУ комбинированного вида. Наше учреждение работает в рамках эксперимента: «Воспитание толерантных межличностных отношений в группе комбинированной направленности в условиях инклюзивного образования».
Наиболее приемлемой организационной формой общения особых детей с нормально развивающимися сверстниками является интеграция, то есть систематическое объединение детей в разных видах деятельности. Музыкально-игровая деятельность — идеальный плацдарм для постоянной интеграции.
Музыкальная игра «Мы за плечи друга взяли»
Ход игры. Дети стоят по кругу, внутри круга находится водящий — ребёнок с завязанными или закрытыми глазами. Стоя на своих местах и напевая песенку, ребята осторожно передвигают водящего по кругу, придерживая его за плечо.Дети. Мы за плечи взяли друга и ведём его по кругу,
Он глаза не открывает, значит, нам он доверяет.
С окончанием этих слов водящий останавливается напротив кого-либо из детей.
Дети. (Хором.) Ваня, Ваня, не зевай, друг напротив — угадай!
Водящий. (Поёт.) Я глаза не открываю. Кто ты, друг мой, я не знаю?
Ты мне песенку пропой. Поиграю я с тобой.
Ребёнок. (Стоит напротив водящего.) Слушай, слушай, не зевай,
Моё имя отгадай.
Если водящий не сразу угадывает, кто ему спел песенку, то ребёнок может ещё раз пропеть последние слова. Дальше все хлопают, а названный по имени ребёнок и водящий выполняют танцевальные движения.
Игра «Угадай-ка»
Ход игры. Водящий ребёнок сидит на стуле спиной к остальным детям с закрытыми глазами. Воспитатель молча указывает на ребёнка, который подойдёт к водящему.Дети. (Поют.) Угадай-ка, кто к тебе подходит,
Кто рукою по плечу проводит?
Водящий. Я сейчас узнаю, быстро угадаю! Мальчик?
Дети. Нет, нет, нет! (Да, да, да!)
Дети. Угадай-ка, кто сейчас гуляет,
Кто с тобою, Ванечка, (Игорёк, Дашенька) играет?
Ребёнок. (Пропевает.) Слушай, слушай, не зевай
Моё имя угадай.
Водящий пытается угадать, кто пропел. Затем дети берутся за руки и идут на места. При желании они могут все вместе потанцевать. Из всех видов музыкальной деятельности для особых детей и детей группы комбинированного направления наиболее доступной является песня. Её главная задача — развитие речи, формирование навыков пения, стремление самостоятельно исполнять хорошо знакомые песни, которые создают бодрое, радостное настроение, оказывают положительное влияние на нервную систему ребёнка, воспитывают доброжелательные отношения.
Несколько песен приведу в пример: «Стыдно ссориться друзьям!» (муз. и сл. Е. Макшанцевой); «Песенка друзей» (муз. и сл. М.Кузьминой); «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Настоящий друг» (муз. В. Шаинского); «Мы — дружные ребята» (муз. С. Разоренова, сл. Н. Найденовой); «Дружба — это здорово!» (муз. А. Кудряшова, сл. И. Яворовской); «Добрая песенка» (муз. и сл. В. Шестаковой); «Песня про добрые дела» (муз. и сл. М. Протасова); «Песенка друзей» (муз. В. Герчик, сл. Я. Акимова) и др.
Когда дети достаточно хорошо выучили песни, мы их используем в дидактических играх. Например, игра «Подари песню другу», «Какую песню спеть, если вы обиделись друг на друга?»
Нет ничего более увлекательного для ребёнка, чем весёлая, музыкальная игра. Музыкальные игры просты и доступны детям с ограниченными возможностями, они приносят огромную пользу, стимулируя их психическое развитие в процессе взаимодействия со здоровыми сверстниками. Играя, дети проявляют выдержку, терпение по отношению друг к другу. Все действия обязательно сопровождаются доброжелательными жестами, мимикой, словами.
Например, музыкально-дидактическая игра: «Выбери музыкальный инструмент для друга, который заболел». (Жалейка, дудочка, колокольчик.)
«Выбери музыкальный инструмент, который помог бы твоему другу улыбнуться». (Металлофон, ложки, трещотки.)
Если содержание игр системно, и они проводятся регулярно, то в результате особые дети начинают охотно отвечать на инициативу других детей. Они не только играют рядом, но и часто действуют вместе с ровесниками, всё чаще проявляют выдержку и терпение, а при встречах — радость.
В результате, в процессе совместных музыкально-игровых ситуаций, постепенно происходит формирование маленького коллектива сверстников, которые доброжелательно относятся друг к другу.
Важное место в двигательной активности особых детей занимает формирование у них умений выполнять упражнения с предметами. Поскольку двигательные возможности у всех детей разные, предметы подбираются для каждого ребёнка индивидуально.
Например, одному для простукивания ритма необходима более толстая палочка, так как его пальцы ещё малоподвижны и не могут ухватить тонкий предмет, а другому — палочка длиннее, чем у всех остальных детей, так как он страдает заболеванием «артрогрипоз» с поражением верхних и нижних конечностей.
Некоторые дети полностью лишены возможности передвижения. Тогда такие ребята выполняют движения с помощью воспитателя, требуя к себе особого внимания. Или выполняют движения сидя. Это позволяет доставить радость от участия в танце или упражнении всем детям.
Чтобы детям было легче двигаться в соответствии с ритмом музыки, мы даём им в руки различные атрибуты (платочки, погремушки, султанчики, «снежки», клубочки).
В своей работе мы часто используем танцы, сопровождаемые текстом. Они помогают лучше почувствовать ритм, запомнить последовательность движений.
Немалую роль в работе с особыми детьми мы отводим игре на детских музыкальных инструментах, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности, повышает интерес, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, развивает слуховое восприятие. Кроме того, игра на музыкальных инструментах — это прекрасное средство для развития мышления, творческой инициативы, общительности.
А коррекционные упражнения с музыкальными инструментами способствуют развитию подвижности пальцев, умению ощущать и напряжение, и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движения рук. Инструменты помогают снизить двигательные нарушения, развить мышечную силу пальцев рук, преодолеть скованность и вялость, развить точность движений, необходимую при овладении навыком письма.
Таким образом, планомерная и систематическая работа по коррекции движения, подбор и использование упражнений, танцев, игр дают положительные результаты, как в физическом, так и в общем развитии особых детей. В результате они не ощущают так остро своё отличие от здоровых детей и относятся друг к другу на равных.
И пусть особые дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они двигаются, они поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, и мы — все сотрудники и родители — радуемся вместе с ними.
Ирина Быковская, музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №81», г. Белгород
Рекомендуем почитать
- Комментарии