"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2014
Прозрачный мольберт
Как известно, рисовать можно не только карандашами или кисточками, но и пальцами. И не только по бумаге, но и по стеклу. Стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения, раскрепощает, вселяет уверенность в себе. Пособие «Прозрачный мольберт» эффективно используется в работе с детьми со сходящимся и расходящимся косоглазием, миопией, астигматизмом, гиперметропией
У детей с нарушением зрения, как правило, наблюдаются нарушения пространственных представлений, а, следовательно, возникают трудности в обучении грамоте, понимании причинно-следственных отношений, ориентировке в пространстве, выполнении графических работ, овладении математическими операциями, различными видами мышления.
Детям с патологией зрения трудно фиксировать взгляд на предмете, следить за движущимся предметом, определять его положение в пространстве, размер и форму, узнавать один и тот же предмет в разных позициях. Из-за отсутствия координирующей функции «рука-глаз» нарушается точность дифференцированных движений пальцев рук, что оказывает отрицательное влияние на характер манипулятивных, а затем и предметных действий детей. Кроме того, низкая острота зрения и слабый мышечный корсет побуждают детей наклоняться над столом, что приводит к нарушению осанки.
Включение прозрачного мольберта в традиционную форму подачи дидактического материала помогает решать сразу несколько задач. Работа на вертикальной плоскости мольберта позволяет предупредить возникновение вторичных нарушений. Выполняя работу стоя, ребёнок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. К тому же, занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребёнка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.
Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно её свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, её можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Ребёнок словно и не рисует, а тренируется рисовать, и, соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже невозможно изменить. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе рисования ребёнок раскрепощается, устраняются страхи, комплексы, развивается уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
Работа с использованием прозрачного мольберта ведётся на подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятиях. В качестве примера приведу ряд таких упражнений на разных этапах работы.
Этап 1. Знакомство с мольбертом
Упражнения «Здравствуйте, ладошки!»
Взрослый (или ребёнок) и ребёнок через стекло прикладывают ладони (пальчики) друг к другу.Этап 2. Волшебные картинки
Упражнение «Догони ладошку»
Задачи: знакомство со свойствами стекла, развитие коммуникативных навыков.Педагог прикладывает свою ладонь к стеклу вверху, внизу и т. д. Ребёнок должен «поймать» ладонь взрослого через стекло. Педагог и ребёнок могут меняться ролями.
Упражнение «Закрой ладошкой»
Ребёнок находит изображение и закрывает его ладошкой.Этап 3. Рисуем пальчиком
Упражнение «Найди бабочку»
Задачи: развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции амблиопичного глаза, формообразующих движений, обучение соотнесению изображения на картинке с силуэтным и контурным изображением.Усложнение: ориентировка на вертикальной поверхности (внизу, вверху), наложение предмета на наклеенное изображение.
Перед ребёнком лежит бабочка (уточка), а на стекле — планшеты с прорезями: бабочки и уточки. Ребёнку предлагается найти соответствующий контур и наложить на него бабочку (уточку).
Упражнение «Сделай как я»
Ребёнок по показу педагога ставит точки гуашевой краской на стекло.Упражнения: «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Зайчик прыгает», «Идёт дождик», «Листопад», «Снегопад».
Для создания положительного эмоционального настроя у детей используется цветной фон, изображения животных, предметов — любой стимулирующий материал, который наклеивается с обратной стороны стекла.
Этап 4. Рисование ладошками
Задачи: развитие навыка выделения предмета по основным признакам (цвет, форма, величина) из окружающей среды, формирование умения соотносить разнородные предметы через выбор заданных сенсорных эталонов.
Упражнение «Цветные шары»
Педагог наклеивает шарики, а дети рисуют пальчиком ниточки с противоположной стороны стекла.Упражнение «Деревья»
Педагог рисует ствол, а дети ладошками — крону.Этап 5. Сотворчество педагога и детей
Задачи: развитие полисенсорных способностей детей в процессе различения признаков и свойств предметов, формирование коммуникативных навыков, развитие предпосылок творчества.
Упражнение «Плавают рыбки»
Педагог рисует водоросли, а дети — ладошками — рыбок.Упражнение «Рисуем вместе»
Дети на противоположных сторонах стекла рисуют одинаковые предметы. Потом объединяют рисунки совместным сюжетом. Например, «У кошки день рождения». Дети рисуют шарики для кошки, затем проводят ниточки к её лапкам.Упражнение «Ёлочка»
Педагог рисует ёлочку, а дети «зажигают» на ней огоньки.Упражнение «Домики»
Педагог рисует домик, а дети — разноцветные окна.Показывая способ изображения предмета, педагог создаёт у ребёнка представление о возможности нарисовать увиденное. Чтобы заинтересовать ребёнка, педагог использует игровые и словесные приёмы: читает стихотворения, потешки, песенки. Через игру ребёнку сообщаются необходимые знания.
В процессе применения данного пособия решаются как коррекционные, так и обучающие и воспитательные задачи. Прозрачный мольберт позволяет ребёнку приобрести навыки исследовательской и творческой деятельности.
Галина Алабина, учитель-дефектолог МДОУ
«Детский сад № 38 комбинированного вида», г. Орехово-Зуево
Рекомендуем почитать
- Комментарии