"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2014
Начинающим шахматистам
В статье представлена идея оформления различных заданий по шахматам в форме настольной раскладной игры. Такое оформление способствует формированию устойчивого интереса к шахматной игре, что является ведущей целью на начальном этапе обучения
Игровые действия
Игра рассчитана на группу из семи учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста, сидящих вокруг двух сдвинутых столов, и состоит из 7 последовательно выполняемых заданий. В каждом задании необходимо найти угрозу мата для белых фигур и способ защиты от неё. На одной стороне настольной игры представлены задания, в которых надо найти способы защиты от угрозы мата в середине игры (в миттельшпиле), а на другой (изнаночной) — способы защиты от угрозы мата в конце игры (в эндшпиле). Задания ребятами выполняются по очереди.Игроки должны найти ответ до того, как его найдёт учащийся, выполняющий задание, но не высказывать его вслух. После того, как прозвучит ответ выполняющего, всем остальным необходимо поднять сигнальные карточки — «светофорчики»: зелёный, если они согласны с предложенным ответом, красный, если не согласны. Это позволяет поддерживать активность каждого ученика во время выполнения всех заданий и выявлять тех учащихся, которые не справляются с заданиями, чтобы объяснить им ещё раз алгоритм решения.
После того, как все поднимут светофорчики, отвечающий должен обосновать свой ответ и назвать, какой из изучаемых на занятии способов защиты подходит к данной ситуации. Ребята, поднявшие красный светофор, объясняют, почему не согласны и предлагают свой вариант решения задания. В качестве поощрения отвечающие получают «понарошку» в награду то, что изображено на этой картинке.
Как показала практика, даже старшие ребята с удовольствием берут такие воображаемые награды, не говоря уже о младших (иногда они даже просят решить другое задание, потому что на нём изображено то, что им больше понравилось).
Задания на другой стороне игры можно предложить на следующем уроке. В качестве фона здесь изображены танки, поэтому игру педагог может представить ребятам следующим образом: «Мы сегодня отправимся в танковый музей, но, чтобы получить билет, необходимо назвать способы защиты от угрожающего мата. А далее в каждом зале музея (игра раскладывается по одному заданию) для нас будут спрятаны интересные задания, которые в будущем помогут нам в шахматных сражениях». В такой форме повторять теоретический материал ребятам гораздо интереснее, а в процессе решения заданий этот материал будет закреплён на практике.
Раскладывающаяся форма пособия удобна не только для восприятия заданий учащимися (как было сказано, её можно раскрывать постепенно перед каждым новым заданием, чтобы ребята могли сосредоточиться на одном задании, не отвлекаясь на те, которые им ещё предстоит решить), но и для транспортировки педагогу.
Варианты применения игры
Если все задания не скреплять между собой, то игру можно провести в другой форме. Каждый из играющих получает по одной карточке, выполнившие меняются ими между собой. Ответы ребята могут записывать под номерами (каждое задание в разработке пронумеровано, а по краю карточек расположены буквы и цифры для записи ответов). В этом случае игру можно провести как игру-соревнование — «Кто быстрее решит все задачи?»:- Можно разделить ребят на команды. Для этого необходимо сделать два варианта одинаковых карточек или просто поделить карточки пополам. Команды придумывают себе название, выбирают капитанов. Каждой команде даётся одинаковое время на решение всех заданий, и ставятся шахматные часы. Капитаны команд подходят к столу, берут одну карточку и идут советоваться с командой. Когда решение готово, капитаны подходят к столу, нажимают на свою кнопку и записывают ответ (на своём листе, если задачи одинаковые для двух команд, или на табло, если задания разные). После того, как у команды закончится время, или в случае досрочного решения заданий ответы оцениваются, награждаются победители и участники.
- Оформленные таким образом различные шахматные задачи можно применять и для «игры-путешествия» на праздничных открытых занятиях, когда, например, отрицательный герой похищает шахматных королей. А для того, чтобы их вернуть, ребята должны отправиться в путешествие в шахматную страну мимо шахматных островов, изображённых на карте, и на каждом острове их будет ожидать определённое задание.
Я привела эти примеры для того, чтобы показать: идея оформления шахматных заданий в форме карточек, распечатанных на ярком интересном для детей фоне и заламинированных, будет всегда актуальна, а то, как они будут применяться, зависит от творческого подхода педагога. Как показала практика, задачи, оформленные таким образом, ребята воспринимают не как рутину, а как праздник.
Значение разработки
Идея предлагаемой игры состоит в том, чтобы преподнести выполняемые в процессе обучения шахматные задачи в интересной и доступной детям дошкольного и младшего школьного возраста форме. Задачи для игры взяты из книги «Шахматы, второй год, или играем и выигрываем» педагога Игоря Георгиевича Сухина, на базе программы которого составлена наша программа обучения. Он сумел разложить сложную науку на элементы, доступные для понимания начинающим шахматистам, и позволил педагогам построить процесс обучения согласно важнейшему дидактическому принципу: «От простого — к сложному». Благодаря этому, многие ученики полюбили шахматы на всю жизнь. Я же со своей стороны постаралась обыграть предложенные им задания так, чтобы ребята выполняли их с ещё большим удовольствием.Но идея предложенной здесь разработки интересна тем, что она универсальна для разных программ, разных задач и разных тем. Задачи, представленные в такой форме, ребята решают с большим желанием, что позволяет прекрасно закреплять на практике различные шахматные правила и делает их игру более осмысленной. Основная же цель применения этих пособий гораздо глубже: использование таких игр по разным темам хотя бы один раз в месяц позволяет поддерживать интерес к занятиям шахматами вообще.
Станислава Стеренчук, педагог детского сада
ГБОУ СОШ № 1902, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии