"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2013
Театрализованные игры
Как же нам, воспитателям логопедических групп, подвести детей к такому сложному в речевом и эмоциональном отношении виду игр? Ведь не секрет, что у многих детей неустойчивое внимание, кто-то испытывает трудности при ориентировке в пространстве, у кого-то недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение грамматического строя речи, недостаточность фонетико-фонематического восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы. Работа по развитию театрализованной деятельности включает три этапа.
Задача воспитателя на первом этапе — подобрать правильное литературное или фольклорное произведение и так рассказать или прочесть его, чтобы оставить в душе ребёнка эмоциональный отпечаток. Здесь же разбираются поступки героев, выясняется, «что такое хорошо и что такое плохо».
На втором этапе работы важно исходить из того, что все игры детей делятся на актёрские и режиссёрские. В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами», озвучивая героев и изображая их мимикой и интонацией. Жесты и пантомимика ребёнка здесь ограничены, ведь он действует малоподвижной фигурой, игрушкой. Но на первый план выступает речь, её темп, интонационная выразительность, дикция. Режиссёрские игры возникают у ребёнка раньше, чем сюжетно-ролевые (в младенчестве кормят куклу, укладывают её спать).
При использовании кукол перчаточного вида дети приобретают специальные навыки, которые позволяют совершенствовать мелкую моторику руки и координации движений, проявлять с помощью куклы те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни ребёнок себе не позволяет или не может проявить.
А в актёрских играх-драматизациях ребёнок исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создаёт образ. Игры-драматизации — это имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
На этом этапе основная работа с детьми идёт над выразительностью голоса, мимики и жеста в драматизациях («Колобок», «Репка», «Теремок») и спектаклях. Очень хороши в работе с детьми этюды и упражнения «расскажи стихи руками и лицом», где отлично развиваются умения отображать эмоции и переживания героев только мимикой и жестом (например, стихотворение В. Берестова «Плачет киска в коридоре»). Очень помогают в развитии навыков логоритмические упражнения, игры с элементами пантомимы (умение изображать различных животных).
Упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковый театр взаимосвязаны, и мы в работе используем это. Начинается эта работа в старшей группе, а в подготовительной группе, когда объём информации в памяти детей становится больше, а речь чище, дети заучивают стихи-диалоги, большие по объёму текста сказки и разыгрывают их по ролям, отрабатывая навыки интонационной выразительности (например, С. Маршак «Лиса и волк»).
А на этапе самостоятельной творческой деятельности мы ставим спектакли, привлекая родителей и детей для создания костюмов и реквизита. Недавно мы ставили спектакль в стихах по сказке «Лиса и журавль». Он был показан сначала в нашей группе, а затем и для детей других групп. После спектакля было обсуждение поведения героев и в том, что зрители младших групп поняли основную мысль спектакля, — заслуга наших артистов.
Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Поэтому они всё чаще самостоятельно выбирают для игры драматизацию и самостоятельно распределяют роли.
Воспитывая творческую активность детей, важно:
- Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребёнок начинает свободно чувствовать себя в творческой игре.
- Создать в каждой группе условия для развития театральной деятельности детей. Если для 2–4-летних достаточно уголка ряжения и игрушек, то в группе 5–7-летних необходимо оформить уголок, где представлены различные виды театров. У нас есть настольный плоскостной и театр игрушек, бибабо, театр на фланелеграфе, теневой театр, костюмы, шапочки для игр драматизаций.
Марина Егоркина, воспитатель группы
компенсирующей направленности
д/с №13 «Улыбка», г.о. Балашиха
Рекомендуем почитать
- Лаборатория игрового образования «Мозаикум»
- Игрушки для будущих защитников
- Мой родной город
- Торнике Квитатиани: «В детстве я был таким ребёнком, что маме никто бы не позавидовал!»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии