"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2013
Речевые дефекты у детей
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей. Многие из них не задумываются о возможных последствиях дефицита родительского общения с детьми, который возникает и в благополучных семьях. Родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, поэтому в настоящее время наблюдается острая потребность работы с семьёй.
Воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей. Прежде всего, их усилия направлены на понимание взаимоотношений родителей и детей. Ведь именно в семье ребёнок проходит первые этапы социализации, там начинается развитие его личности.
От взаимоотношений ребёнка с родителями зависит адекватность его отношений с социальной средой. В семье, где растёт ребёнок с теми или иными недостатками развития речи, создаётся специфическая ситуация, так как внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести речевого дефекта. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у ребёнка возникают те или иные речевые нарушения.
В начале учебного года учитель-логопед обследует речь детей. Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребёнка. Логопед должен познакомиться с родителями детей, которые будут у него заниматься. Прогноз коррекционной работы учитывает роль всех членов семьи в воспитании ребёнка и тип семейного воспитания.
Из первой беседы выясняются условия воспитания в семье, особенности ребёнка, его увлечения, интересы. Логопед интересуется жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребёнка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей, от неё зависит дальнейшее сотрудничество.
Важно настроить и привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какой помощи в воспитании и обучении ждёт от них логопед для успеха коррекционной работы.
С родителями проводятся подгрупповые и индивидуальные консультации. Подгрупповые проводятся в соответствии с перспективным планированием, а индивидуальные — в период коррекционного воздействия на ребёнка, по мере необходимости. На консультациях следует показывать успехи ребёнка в преодолении дефекта и объяснять, какая помощь необходима со стороны родителей на этом этапе обучения.
Приглашение родителей на индивидуальные и фронтальные занятия способствует тому, чтобы ознакомиться с требованиями, приёмами и содержанием работы логопеда, понаблюдать за своим ребёнком во время учебной деятельности. Открытость обучения всегда усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребёнка.
В беседах с родителями логопед напоминает о том, что овладение речью находится в тесной взаимосвязи с умственным и психическим развитием ребёнка. Расширяя круг его представлений об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя на бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширят его кругозор, но и помогут овладеть правильной речью.
В коррекционно-педагогической работе по преодолению речевых нарушений перед специалистами стоят следующие задачи:
- Развивать психофизиологические механизмы, которые обеспечивают фонетическую сторону речи.
- Совершенствовать подвижность артикуляционного аппарата и ручную моторику.
- Формировать навыки фонетически правильной речи, её интонационной выразительности.
- Развивать навыки устной речи.
- Формировать правильную слоговую и звуко-слоговую структуры слов, лексико-грамматический строй речи.
Задача учителя-логопеда — помочь родителям осознать свою роль в развитии ребёнка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить знаниями и умениями, методами и приёмами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние задания с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.
Организация ранней адекватной комплексной помощи детям с речевыми нарушениями и их родителями позволит подготовить детей к обучению в школе, преодолеть недостатки грамматического строя речи, устранить их речевые дефекты, обогатить словарный запас, улучшить навыки связной речи. Важно, чтобы с детства ребёнок слышал правильную, чёткую, выразительную речь, на основе которой будет формироваться его собственная.
Никакие усилия в ходе коррекционно-логопедического воздействия не смогут привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие не видят истинного смысла этих изменений.
Этапы работы психолого-логопедической службы:
- Диагностика проблемы на основе тестов, анкет, и анализа документов.
- Анализ проблемы для определения направлений работы специалистов с каждым ребёнком; обсуждение результатов обследования детей, уточнение общей картины развития ребёнка, определение причин нарушения, назначение каждому ребёнку ведущего специалиста по имеющейся у него проблеме, который организует взаимодействие всех специалистов.
- Разработка образовательного маршрута — составление индивидуального плана помощи или коррекционной программы для ребёнка. В образовательном маршруте прописывается содержание, длительность работы, ведущий специалист, намечаются методы и формы работы.
- Решение проблемы (реализация образовательного маршрута).
- Анализ проделанной работы (определение динамики развития — положительная, положительная неустойчивая, положительная сегментарная, положительная недостаточная, отрицательная).
- Проектирование дальнейшей работы (корректировка образовательных маршрутов).
Вита Базилевич, учитель-логопед д/с «Белочка»
Наталья Курбанова, учитель-логопед д/с «Калинка»,
пос. Фёдоровский, Тюменская область
Рекомендуем почитать
- Дымковская игрушка
- Более 53 тысяч детей отдохнут этим летом в детских оздоровительных лагерях
- Рыжова Наталья Александровна
- Игрушки для мальчиков
- Комментарии