"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2013
Детские сады начнут работать по новому стандарту
Осенью детские сады должны начать работать по новому стандарту. Что же ждёт малышей и их родителей? Об этом рассказывает один из разработчиков проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, директор Института социологии образования, академик Российской академии образования профессор Владимир Собкин
Дошкольное детство — важный и сложный этап развития личности ребёнка. Его надо прожить со всеми его кризисами трёх и семи лет, с проявлением негативизма. В детстве формируются фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм.
В садике детей не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому ещё не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. Для каждого занятия есть свой возраст, в детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. По такому принципу работают уже сейчас многие воспитатели. Новый стандарт сделает так, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребёнка, строиться вокруг его интересов.
Я против сколяризации дошкольного образования. Пусть детей учит учитель начальных классов. Для педагога важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищёнными, не боялись нового. В России появляется новая ступень образования — дошкольное. Оно встраивается в цепочку: садик — школа — вуз — работа. На мой взгляд, это неверная установка. Как будто живут только взрослые, а дети только готовятся к жизни. Но жизнь начинается от самого рождения, и человек должен быть счастливым и успешным на всех этапах.
В детском саду — райском саду, если вспомнить, откуда пошло название, надо заниматься одним, в школе — другим.
Когда один воспитатель работает с группой из 30 малышей, от него сложно требовать эффективного развития своих подопечных. В лучшем случае он поможет всем раздеться-одеться, проследит, чтобы все поели и днём легли спать. И если в такой ситуации педагог пытается играть с детьми, то получается очень странная картина.
Воспитатель оказывается игроком, а дети — фишками или кубиками, объектом игры. Это неправильно. Ребята должны сами играть, а взрослый только направлять их действия, ввести правила, объяснить их, быть арбитром. В огромных группах воспитатель физически не в состоянии уделить внимание каждому, проследить за его развитием и здоровьем.
Хотя воспитатель, как профессионал, может и должен обращать внимание родителей на психические проблемы, трудности с речью, посоветовать обратиться к психологу или логопеду. Причём эти специалисты должны быть в каждом садике.
Но в садик ходят не все. Многие «сидят» с бабушками, с мамами. Семья — великое благо для ребёнка. И родители, безусловно, могут дать и дают для своего малыша гораздо больше, чем любой другой взрослый. Но тут есть два больших «но».
Во-первых, дома дети лишены опыта общения со сверстниками. И добрать его практически негде. Раньше все малыши играли во дворе, летом на улицах дачных посёлков. Сейчас родители боятся отпускать маленького человека на улицу одного. Сами всё время сопровождать его тоже не могут. Поэтому домашние дети даже у самых замечательных мам и пап лишены опыта жизни в коллективе, опыта общения. У них не сформированы важные социальные навыки.
И второй важный момент. Мы провели исследования и выяснили, что каждый день играют со своими малышами или читают книги меньше половины родителей. К пяти-семи годам того или другого лишены около 60 процентов детей. Почему родители не уделяют время ребёнку, отдельный вопрос. Но компенсировать дефицит тепла и внимания можно только в детском саду.
Мы настаиваем, что любые действия педагога с детьми — это образовательная услуга в рамках стандарта. А вот работа повара, кастелянши и всё остальное — это уже не образование, это те самые присмотр и уход. Эту часть расходов, возможно, придётся оплачивать родителям.
Стандарт — это ориентир. Он разумный и здравый. Но если родители хотят воспитывать своего малыша иначе, никто им в этом мешать не будет. Хотя, я думаю, любой разумный родитель найдёт в этом стандарте что-то полезное и важное для своей системы воспитания.
Переход на новый стандарт займёт несколько лет. Где-то педагоги уже сейчас работают по похожим принципам. Там процесс пойдёт быстрее. Но нам всё равно нужны будут новые воспитатели. И речь идет о десятках тысяч специалистов. Их надо найти, научить. Надо строить новые сады. Потому что важно не только наличие квадратных метров на одного ребёнка, но и соотношение взрослых и детей.
Если в группах будет больше 15 воспитанников, вряд ли педагоги смогут корректно реализовать то, что прописано в стандарте. Поэтому вслед за нашим стандартом потребуется принять управленческие решения. Сделать работу воспитателя престижной, открыть новые сады. Это забота властей, тут потребуется политическая воля.
По закону все образовательные услуги в рамках стандарта государство обязано предоставлять бесплатно. А вот за питание, присмотр и уход платят родители. Некоторые чиновники, когда увидели наш стандарт, сразу почему-то решили, что теперь бюджету надо будет платить только за то время, пока воспитатель занимается с детьми чем-то развивающим. А всё остальное можно смело переложить на плечи семей. Нам пришлось объяснять, что это не так.
Когда ребёнок пришёл в садик и воспитатель помогает ему переодеться — это присмотр или обучение? Я считаю, обучение. Потому что малышу объясняют, как и что снимать, как складывать, что надевать взамен. Воспитывать на занятиях вообще очень трудно, воспитывать можно только своим поведением и примером. Очень важно, чтобы ребёнка в садике встречал позитивно настроенный взрослый. Это тоже воспитательный момент.
Дошкольное детство — важный и сложный этап развития личности ребёнка. Его надо прожить со всеми его кризисами трёх и семи лет, с проявлением негативизма. В детстве формируются фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм.
В садике детей не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому ещё не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. Для каждого занятия есть свой возраст, в детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. По такому принципу работают уже сейчас многие воспитатели. Новый стандарт сделает так, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребёнка, строиться вокруг его интересов.
Я против сколяризации дошкольного образования. Пусть детей учит учитель начальных классов. Для педагога важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищёнными, не боялись нового. В России появляется новая ступень образования — дошкольное. Оно встраивается в цепочку: садик — школа — вуз — работа. На мой взгляд, это неверная установка. Как будто живут только взрослые, а дети только готовятся к жизни. Но жизнь начинается от самого рождения, и человек должен быть счастливым и успешным на всех этапах.
В детском саду — райском саду, если вспомнить, откуда пошло название, надо заниматься одним, в школе — другим.
Когда один воспитатель работает с группой из 30 малышей, от него сложно требовать эффективного развития своих подопечных. В лучшем случае он поможет всем раздеться-одеться, проследит, чтобы все поели и днём легли спать. И если в такой ситуации педагог пытается играть с детьми, то получается очень странная картина.
Воспитатель оказывается игроком, а дети — фишками или кубиками, объектом игры. Это неправильно. Ребята должны сами играть, а взрослый только направлять их действия, ввести правила, объяснить их, быть арбитром. В огромных группах воспитатель физически не в состоянии уделить внимание каждому, проследить за его развитием и здоровьем.
Хотя воспитатель, как профессионал, может и должен обращать внимание родителей на психические проблемы, трудности с речью, посоветовать обратиться к психологу или логопеду. Причём эти специалисты должны быть в каждом садике.
Но в садик ходят не все. Многие «сидят» с бабушками, с мамами. Семья — великое благо для ребёнка. И родители, безусловно, могут дать и дают для своего малыша гораздо больше, чем любой другой взрослый. Но тут есть два больших «но».
Во-первых, дома дети лишены опыта общения со сверстниками. И добрать его практически негде. Раньше все малыши играли во дворе, летом на улицах дачных посёлков. Сейчас родители боятся отпускать маленького человека на улицу одного. Сами всё время сопровождать его тоже не могут. Поэтому домашние дети даже у самых замечательных мам и пап лишены опыта жизни в коллективе, опыта общения. У них не сформированы важные социальные навыки.
И второй важный момент. Мы провели исследования и выяснили, что каждый день играют со своими малышами или читают книги меньше половины родителей. К пяти-семи годам того или другого лишены около 60 процентов детей. Почему родители не уделяют время ребёнку, отдельный вопрос. Но компенсировать дефицит тепла и внимания можно только в детском саду.
Мы настаиваем, что любые действия педагога с детьми — это образовательная услуга в рамках стандарта. А вот работа повара, кастелянши и всё остальное — это уже не образование, это те самые присмотр и уход. Эту часть расходов, возможно, придётся оплачивать родителям.
Стандарт — это ориентир. Он разумный и здравый. Но если родители хотят воспитывать своего малыша иначе, никто им в этом мешать не будет. Хотя, я думаю, любой разумный родитель найдёт в этом стандарте что-то полезное и важное для своей системы воспитания.
Переход на новый стандарт займёт несколько лет. Где-то педагоги уже сейчас работают по похожим принципам. Там процесс пойдёт быстрее. Но нам всё равно нужны будут новые воспитатели. И речь идет о десятках тысяч специалистов. Их надо найти, научить. Надо строить новые сады. Потому что важно не только наличие квадратных метров на одного ребёнка, но и соотношение взрослых и детей.
Если в группах будет больше 15 воспитанников, вряд ли педагоги смогут корректно реализовать то, что прописано в стандарте. Поэтому вслед за нашим стандартом потребуется принять управленческие решения. Сделать работу воспитателя престижной, открыть новые сады. Это забота властей, тут потребуется политическая воля.
По закону все образовательные услуги в рамках стандарта государство обязано предоставлять бесплатно. А вот за питание, присмотр и уход платят родители. Некоторые чиновники, когда увидели наш стандарт, сразу почему-то решили, что теперь бюджету надо будет платить только за то время, пока воспитатель занимается с детьми чем-то развивающим. А всё остальное можно смело переложить на плечи семей. Нам пришлось объяснять, что это не так.
Когда ребёнок пришёл в садик и воспитатель помогает ему переодеться — это присмотр или обучение? Я считаю, обучение. Потому что малышу объясняют, как и что снимать, как складывать, что надевать взамен. Воспитывать на занятиях вообще очень трудно, воспитывать можно только своим поведением и примером. Очень важно, чтобы ребёнка в садике встречал позитивно настроенный взрослый. Это тоже воспитательный момент.
По материалам сайта www.school-collection.edu.ru
Рекомендуем почитать
- Планета детства AVONAVI
- ООО «Фабрика детской игрушки»
- ИмпортоЗамещение игрушек?!
- Организация взаимодействия с родителями в контексте ФГОС ДО
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку