"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2013
Сенсорное развитие
На первом году жизни ребёнка основная задача взрослого — предоставить малышу разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов.
На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине, других свойствах предметов.
Чтобы привлечь внимание ребёнка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, нужно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме и величине, установить сходство или различие.
К трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.
Основная особенность дидактических игр определена их названием. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия.
Очень высокие результаты дает система дидактических игр и игр-занятий на развитие сенсорных процессов на основе органов чувств. Главной целью является обогащение и совершенствование чувственного опыта через:
- слуховое восприятие;
- вкусовое восприятие;
- восприятие через обоняние;
- визуальное восприятие;
- тактильно-двигательное восприятие.
У играющего человека наблюдается эмоционально-интеллектуальное состояние, характеризующееся активизацией всех мыслительных процессов, внимания, памяти, мобилизацией способностей, раскрепощением фантазии и творчества. В игре происходит понимание и запоминание материала, быстрее и прочнее усваиваются умения, в ходе игры не акцентируется граница между чисто теоретическими положениями и моментами упражнений. Игра позволяет усваивать новую информацию не в виде абстрактной истины, а сразу применяя её в мыслительной или практической деятельности. Таким образом, в игре более легко формируются глубокие и прочные знания и умения, развивается мышление ребёнка, что является необходимой основой для дальнейшего развития познавательного интереса.
Повтори, как я
игра на развитие слухового восприятияВоспитатель произносит слово и предлагает детям повторить его так же (громко, тихо или шёпотом). Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание. Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут поставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь группой звуков.
У нас в гостях фрукты
игра на развитие вкусового восприятияНам понадобятся целые фрукты (яблоко, банан, апельсин, слива, груша) и тарелки с кусочками тех же фруктов.
Детям объявляют, что к ним в гости пришли фрукты. Воспитатель по очереди выставляет на стол фрукты. Затем задаёт вопросы: «Что это?», «Где растёт?», «Какого цвета?».
После того, как все фрукты будут выложены на стол, педагог объясняет, что все эти плоды растут на деревьях и их называют фруктами. Показывает картинки деревьев с этими плодами. Затем воспитатель даёт каждому ребёнку кусочек любого фрукта и спрашивает: «Какой это фрукт?». Просит назвать и показать этот фрукт. В конце игры детям предлагается назвать тот фрукт, который он хотел бы ещё попробовать.
Подбери картинку по запаху
игра на развитие обонянияНам понадобятся мешочки с запахами: чеснока, лука, мыла, ванилина. Картинки с изображением лука, чеснока, мыла, булочки.
Воспитатель выкладывает на стол мешочки с разными запахами и картинки с изображением лука чеснока, мыла и булочки. Воспитатель просит понюхать и определить, чем пахнет, а потом выбрать картинку в соответствии с запахом.
Почтовый ящик
игра на развитие тактильно-двигательного восприятияНам понадобятся почтовый ящик-коробка с прорезями (3–5) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), объёмные фигурки, которые проталкиваются в отверстия.
Педагог предлагает ребёнку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки. При первом проведении игры используются коробки с 2–3 прорезями и нужное количество фигур.
Наталья Акимова, старший воспитатель детского сада
комбинированного вида № 290, г. Волгоград
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии