"Игры и Игрушки. Эксперт" №5-2013
Как помочь ребёнку-ринолалику
В дошкольных учреждениях коррекционного типа встречаются дети с расщелиной нёба, или ринолалики. И у педагога сразу возникает вопрос: «С чего начинать коррекцию?». Но прежде следует понять, что такое ринолалия
Это расстройство звукопроизношения, возникающее из-за излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости. В результате воздушная струя идёт «другим путём», и речь приобретает «гнусавый» оттенок.
Перед началом логопедической работы ребёнку необходимо пройти рентгенографию. Это позволит определить, возможно ли восстановить функции нёба логопедическими приёмами.
При возможности восстановления функций нёба логопедическим путём я использую различные упражнения.
Для выработки правильной воздушной струи можно использовать ватку, бумажную полоску, бумажные игрушки. Ребёнок кладёт на ладонь ватку, набирает воздух через нос и выдыхает через рот на ватку, щёчки при этом не надувает. Ребёнок берёт любые бумажные игрушки, вдыхает через нос, выдыхает через рот, щёчки не надувает, спина ровная, игрушки находятся на расстоянии 15 см.
Дети с удовольствием играют на дудочке, губной гармошке, флейте, что тоже помогает в работе над правильным дыханием.
При систематическом выполнении упражнений ребёнок начинает ощущать изменение в фонации и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Работа над дыханием необходима для правильной звучной речи. Постепенно ринолалик начинает ощущать свои вдох и выдох, и учится управлять ими.
Лечь на спину, на живот положить мешочек весом 1,5–2 кг, размером 50х20 см. в область правого и левого подреберья. Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны. Движением передней стенки живота нужно поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.
Для тренировки мышц языка предлагаю такие упражнения:
Это расстройство звукопроизношения, возникающее из-за излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости. В результате воздушная струя идёт «другим путём», и речь приобретает «гнусавый» оттенок.
Перед началом логопедической работы ребёнку необходимо пройти рентгенографию. Это позволит определить, возможно ли восстановить функции нёба логопедическими приёмами.
При возможности восстановления функций нёба логопедическим путём я использую различные упражнения.
Упражнения на развитие силы голоса
- Широко раскрыть рот, глубоко зевнуть.
- Зевнуть с закрытым ртом.
- Зевнуть, на выдохе протяжно произнести звук [м-м-м].
- Зевнуть, на выдохе произнести слоги: ах, ох, ух.
- Беззвучно изобразить звуки [а, у, о, и, ы, э].
- Произносить звук шёпотом, голосом.
Для выработки правильной воздушной струи можно использовать ватку, бумажную полоску, бумажные игрушки. Ребёнок кладёт на ладонь ватку, набирает воздух через нос и выдыхает через рот на ватку, щёчки при этом не надувает. Ребёнок берёт любые бумажные игрушки, вдыхает через нос, выдыхает через рот, щёчки не надувает, спина ровная, игрушки находятся на расстоянии 15 см.
Дети с удовольствием играют на дудочке, губной гармошке, флейте, что тоже помогает в работе над правильным дыханием.
При систематическом выполнении упражнений ребёнок начинает ощущать изменение в фонации и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Работа над дыханием необходима для правильной звучной речи. Постепенно ринолалик начинает ощущать свои вдох и выдох, и учится управлять ими.
Навыки правильного полного вдоха
Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки. Сделав глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая вашу руку. При этом грудная клетка, контролируемая другой рукой, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце вдоха втягивается. Проделать 3–5 таких плавных ритмических дыханий. Впоследствии можно делать это упражнение, сидя и стоя.Лечь на спину, на живот положить мешочек весом 1,5–2 кг, размером 50х20 см. в область правого и левого подреберья. Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны. Движением передней стенки живота нужно поднять мешочек с песком как можно выше. На медленном выдохе мешочек опустить.
Тренинг речевых мышц
- При выполнении упражнений для тренировки мышц нижней челюсти следует голову держать прямо, не опуская и резко не поднимая её; челюсть опускать без рывков и избыточного напряжения; каждое упражнение проводить ритмично, фиксировать в положении на счёт 1–5.
- Открыть рот и закрыть. (Рот следует открывать так, чтобы в него могли поместиться три пальца, поставленные на ребро между верхними и нижними зубами.)
- Удерживать губами карандаш, пластмассовые трубочки, марлевую салфетку.
- Открыть рот с одновременным выдвижением нижней челюсти вперёд.
- Нижними зубами прикусить верхнюю губу, затем верхними зубами — нижнюю.
- Открыть рот. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним.
- Сжать с усилием челюсти, напрячь мышцы шеи и челюсти (запомнить это ощущение), расслабить их и открыть рот.
Для тренировки мышц языка предлагаю такие упражнения:
- Рот открыть, губы в улыбке, язык высунут «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кончика носа, воздух выходит по серединке языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, а нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы.
- Дуть на сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.
- Губы в улыбке, широкий язык между губами и зубами. Дуть на язык так, чтобы вибрация с губ передавалась на язык. Следить, чтобы язык и губы были расслаблены, не напрягались. Щёки не должны надуваться.
- Рот открыт, губы в улыбке, боковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кончиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы оставались в улыбке, звук носил характер чёткого удара, чтобы ощущалась выдыхаемая струя воздуха.
- Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка поднять за верхние зубы и многократно произнести «да-ды» — сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык.
Лариса Воронина, учитель-логопед
д/с №152, г. Мурманск
Рекомендуем почитать
- Предприятие «Наивный мир»
- Сыграй в Новый год
- LEGOмания – вы ещё думаете покупать или нет? Отзывы наших читателей
- Путешествие в Фергану
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку