"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Состав числа 10
Цель: закрепить знание состава числа 10.
Задачи:
- совершенствовать умение выполнять задания, требующие знание состава числа 10;
- записывать выражения по рисунку или соотносить предложенные с рисунком;
- выполнять группировку чисел;
- выявлять закономерности;
- развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, математическую речь;
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход занятия
Учитель: Ребята, здравствуйте. Посмотрите за окно, какое сейчас время года?Дети: Осень.
Учитель: Что изменилось в природе?
Дети: Рано темнеет, дует холодный ветер, часто идёт дождь.
Учитель: Действительно, посмотришь в дождик на окно, всё оно залито маленькими капельками.
Учитель: Каждая наша капля особая, она не простая и предлагает вам задание. Если мы быстро и правильно выполним задание, то эта капля попадает в ручеёк знаний, пока что ещё маленький.
Учитель: Разгадайте правило, по которому составлен ряд чисел, и продолжите его (только однозначные числа).
4, 6, 5, 7, 6, …, …, …, …
Дети: 4, 6, 5, 7, 6, 8, 7, 9, 8 (фронтальная проверка).
Учитель: Уменьшите каждое число в ряду на 3. На обратной стороне доски даны ответы. (Дети проводят самопроверку.)
1, 3, 2, 4, 3, 5, 4, 6, 5,
Учитель: Мы справились с заданием, и первая капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк).
Учитель: На доске даны карточки с числами 1-9. Я говорю задание, вы должны подумать и выбрать карточку с нужным ответом:
- на сколько число 8 больше числа 4?
- на сколько число 7 меньше числа 9?
- число 9 уменьшить на 3;
- число 2 увеличить на 1;
- чему равна сумма чисел 2 и 5?
- чему равна разность чисел 7 и 6?
Учитель: Вставьте вместо точек числа, чтобы получились верные записи. Использовать можно только числа, полученные в первом задании.
… + …=… - …
… - …=… - …
… + …=… + …
(Задание выполняется самостоятельно в тетрадях, затем проверяется у доски. Рассматриваются все варианты ответов.)
Учитель: Мы справились с заданием, и вторая капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк).
Учитель: Назовите числа, которые нужно вставить в «окошки». (Учащиеся называют числа, выходят к доске и переворачивают карточки: 3, 9, 5, 1, 6, 10.)
Учитель: Назовите лишнее число.
Дети: 10.
Учитель: Почему?
Дети: Двузначное, один десяток.
Учитель: Подумайте, какую задачу урока мы ставим? Зачем?
Дети: Повторение и закрепление состава числа 10, чтобы потом легко и быстро выполнять сложение и вычитание. (Сообщение темы и задач урока.)
Учитель: Мы справились с заданием, и третья капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк).
Учитель: У меня в стопке тетради. Сколько их?
Дети (считают): 5.
Учитель: Я добавила ещё несколько. Сколько стало?
Дети (считают): 10.
Учитель: Сколько я добавила тетрадей?
Дети: 5.
Учитель: Как получили 10?
Дети: 5 + 5=10. (Выражение записывается на доске и в тетради.)
Учитель: Даны фигуры. Назовите их. По какому признаку нужно разбить все фигуры на две группы, чтобы это соответствовало выражению 5 + 5?
Дети: По цвету. (Ученик у доски делит фигуры по цвету на две группы.)
Учитель: По какому ещё признаку можно разбить фигуры?
Дети: По размеру. (Ученик у доски делит фигуры по размеру на две группы и записывает выражение 6+4=10, 4+6=10. Дети записывают в тетрадь.)
Учитель: Давайте отвлечёмся и проведём физкультминутку «Хомка».
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)
Учитель: Перед вами игра «Волшебное колесо». Расположите числа от 1 до 9 так, чтобы в любом направлении по прямой линии получилось в сумме 10. (Ученики выходят к доске и записывают пары чисел.)
Учитель: А теперь напишем новые выражения на доске и в тетради: 1+9=10; 9+1=10; 2+8=10; 8+2=10; 3+7=10; 7+3=10. Прочитайте все выражения (записи в тетради). Мы справились с этими заданиями, поэтому все капельки попадают в ручеёк знаний.
Учитель: Теперь нам предстоит работа по учебнику Н.Б.Истоминой. (Страница 125 № 291, работа в парах.) Рассмотрите каждую пару рисунков. Что происходит?
Дети: Количество кругов увеличивается.
1-я пара объясняет: число красных кругов увеличили на 2, стало 10 (8+2).
2-я пара: число жёлтых кругов увеличили на 4, получили 10 (6+4).
3-я пара: число зелёных кругов увеличили на 5, получили 10 (5+5).
4-я пара: число синих кругов увеличили на 3, получили 10 (7+3).
Учитель: Какого случая не хватает?
Дети: 9+1=10
Учитель: Откройте свои тетради (ТПО). Страница 37 №79. Первое задание выполняем с объяснением. В треугольнике 4 круга. Какой цифрой записали это число?
Дети: 4.
Учитель: Сколько надо дорисовать кругов до 1 десятка?
Дети: 6.
Учитель: Сколько всего кругов?
Дети: 10. Для записи этого числа используем две цифры: 1 и 0.
(Дальше задание выполняется самостоятельно. После выполнения – проверка.)
Учитель: У вас на столе перфокарта, с помощью которой я проверю, как вы усвоили состав числа 10. А опускать нашу последнюю капельку в ручеёк знаний или нет, я решу после проверки выполненной работы. Учитель: Подведём итоги. Что повторили на уроке? Какие задания больше понравились? На столе у каждого из вас маленькая капелька. Если вы уверены, что хорошо знаете состав числа 10, не затруднялись при выполнении заданий, то ваша капелька попадает в ручеёк знаний. Если кто-то не уверен в себе, пусть эта капелька пока останется с вами. И когда вы убедитесь в своих знаниях, тогда опустите капельку в общий ручеёк. Может быть это будет завтра. (Дети выходят к доске и опускают свою капельку в «ручеёк знаний»-конверт.)
Татьяна Гаврилова, учитель начальных классов, МБОУ «СШ № 29
с углублённым изучением отдельных предметов», г.Смоленск
Рекомендуем почитать
- Творческая продлёнка
- Игры с карточками для самых маленьких
- Хотите стать нашим автором?
- «Моё новое имя – Игрушка»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии