"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Экскурсия «Золотая осень»
Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становятся мощным средством разностороннего развития ребёнка в условиях психологического комфорта.
Чтобы укрепить здоровье, обогатить двигательный опыт, наполнить ум и сердце детей драгоценными каплями знаний о прекрасном природном окружении, научить ценить и любить его, мы ходим с детьми на экскурсии.
Разнообразие движений, используемых ребёнком в своей деятельности, является важным показателем не только его двигательного, но и общего развития. Поэтому во время экскурсий детям предоставляется возможность полной свободы движений. Уж если им посчастливилось оказаться в лесу, то пусть они взбираются на деревья, проверяя свою ловкость, крепость рук, состязаются в быстроте, силе, выносливости; достают высоко расположенную ветку; бросают шишки в дерево, пень или как можно дальше. От взрослых требуется лишь одно – надёжная страховка.
Цель: формировать у детей представления об осенних изменениях в неживой и живой природе.
Задачи
Обучающие:
- учить детей находить признаки осени, различать деревья и кустарники по стволам, листьям;
- формировать обобщённое представление о приспособленности птиц и насекомых к сезонным изменениям в природе;
- совершенствовать двигательную активность детей, умение действовать по словесному сигналу;
- сочетать слова с действиями.
- развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды;
- способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания;
- развивать доказательную речь.
- воспитывать осознанно бережное отношение к лесу;
- воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы;
- воспитывать двигательную активность, быстроту реакции на сигнал.
Словарная работа: ранняя осень, золотая осень, кора, ствол, хвоя, листопад, шуршат, лиственный, хвойный.
Оборудование: пакет для сбора природного материала, угощение для лесных жителей.
Планируемый результат
Дети должны знать: времена года, название осенних месяцев, осенние признаки. Иметь представление о зависимости изменений в неживой и живой природе. Уметь называть осенние изменения, показывать через рисунок особенности осени.
Предварительная работа: Разработать и изготовить карту маршрута экскурсии. Провести беседу об одежде, правилах поведения в лесу. Использовать дидактические игры: «Правила поведения в лесу», «Узнай растение (животное)». Подготовить презентацию «Обитатели леса». Подготовить для родителей консультацию «Как одевать ребёнка на экскурсию». Провести беседу с родителями о маршруте и длительности экскурсии. Собрать аптечку, приготовить четыре красных флажка.
Ход мероприятия
Воспитатель: Ребята, мы отправимся на экскурсию, а куда узнаете, отгадав загадку:Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём.
Дети: Это лес. (По ходу движения к месту проведения экскурсии повторяются правила дорожного движения.)
Воспитатель: Итак, мы на месте. Давайте поздороваемся с лесом! (Дети здороваются с лесом «Здравствуйте деревья, лесные жители».) Итак, наша первая остановка «Растения леса». Давайте рассмотрим деревья (берёза, осина, сосна, кедр, ель), кустарники (шиповник, брусника, голубика). (Дети знакомятся с деревьями, учатся отличать их друг от друга.)
Инструктор: Раз вы теперь знаете все деревья, давайте поиграем. (Подвижная игра «Найди, что скажу» учит детей узнавать деревья и кустарники.) Итак, правила игры: нужно бежать к тому дереву или кустарнику, которое я назвала.
Воспитатель: Давайте проведём эксперимент, послушаем, как шуршат листья под ногами. Как вы думаете, почему зелёные листочки теперь так шуршат? (Воспитатель отмечает сезонные изменения в природе, призывает детей слушать друг друга, делать вывод.) Вот мы и прибыли на нашу вторую остановку «Листопад». (Воспитатель рассказывает о причинах листопада, учит устанавливать взаимосвязь одного явления с другим, воспринимать красоту осенней природы.)
Воспитатель: А теперь отгадайте мою загадку.
Вьётся в воздухе листва.
В жёлтых листьях вся страна. (Листопад.)
Про листопад слагают не только загадки, стихотворения. В старину по этому явлению люди предсказывали будущую погоду. Примета гласит: поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Инструктор: А теперь проводим подвижную игру «Поспеши, но не урони». (Упражнять детей в беге, в умении пронести листочек, не уронив его.)
Воспитатель: Догадайтесь, как называется наша третья остановка.
Мы – лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
Дети: Муравейник!
Воспитатель: Давайте понаблюдаем за муравьями. (Рассказать о поведении муравьёв, месте обитания, взаимоотношениях, почему их называют «санитары леса», как они готовятся к зиме.) Вы знаете, про муравейник тоже есть примета: «Если муравьи увеличивают размер муравейника больше обычного – жди холодной зимы». А теперь давайте с вами соберём шишки! (Заинтересовать детей деятельностью, объяснить, для чего это нужно.)
Воспитатель: Четвёртая остановка «Гнездо». Расскажите, как птицы готовятся к зиме? (Уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц осенью.)
Инструктор: Давайте превратимся в птиц. Игра «Перелёт птиц». По команде вы должны перелететь из осеннего леса в тёплые страны. По другой команде – сделать остановку. Будьте внимательны!
Воспитатель: Ребята, нам пора обратно. Давайте оставим гостинец всем лесным жителям, скажем лесу «До новых встреч!». (В группе проводится рефлексивно-корригирующий этап: что понравилось, что не понравилось. Итоги подводятся творческой работой: составлением книжки-самоделки «Золотая осень».)
Марина Сорокина, инструктор по физической культуре,
Берута Мащенко, педагог дополнительного образования
МБДОУ Д/с «Мишутка» пгт Фёдоровский ХМАО – Югра
Рекомендуем почитать
- Оптимальный ассортимент товаров по конкурентным ценам
- Музей игрушек в Фигерасе
- Большой праздник
- Алла Романова, главный редактор
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии