"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Игровые технологии для развития эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями
В отличие от игры вообще, психолого-педагогические игры обладают существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей психолого-педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью
Особенно актуально использование ресурсов игры в коррекционно-развивающей работе психолога и логопеда. В настоящее время большое количество детей в силу разных причин испытывают трудности обучения. Одной из ведущих проблем, затрудняющих процесс обучения, является общее недоразвитие речи (ОНР), выражающееся в снижении словарного запаса, трудностях планирования собственного речевого высказывания, трудностях понимания смысла прочитанного, нарушении фонематического слуха, из-за искажения звуковой стороны. Дети с ОНР испытывают трудности организации своей деятельности, в том числе и игровой. У них недостаточно сформирована внутренняя речь, им тяжело удерживать правила игры. Поэтому от психолога и логопеда требуется правильно и интересно организовать игру, чтобы она способствовала развитию личности ребёнка с ОНР в целом, в том числе и формированию речи.
Игровые технологии позволяют объединить различные виды игр для достижения наилучшего результата. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр, воспитывающие умение владеть собой, своими эмоциями, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку, развитие пространственного восприятия. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения и помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов в непривычной форме (игровой).
Игровая обстановка трансформирует позицию педагога-психолога, учителя-логопеда, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Дидактические игры занимают основное место в развитии речи детей: через них пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. А для того чтобы составить грамотно рассказ, необходимо использовать такие языковые единицы, как предлоги. Некоторые игры требуют от детей активного использования предлогов, для правильного формирования лексического строя речи.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление школьников с формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов и умению объяснить свои ощущения. Также важно через осязательные ощущения закрепить сенсорные эталоны формы и величины.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Игра создает положительный эмоциональный подъём, вызывает у детей хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, и игры где используются изобразительные средства рисования (карандаши и краски) в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на стимуляцию руки к письму, к изобразительной деятельности, в итоге – к обучению в школе. Игра развивает: эмоциональные ощущения, умение высказать свои эмоции, делиться ими с окружающими, умение правильно и грамотно построить своё высказывание, мелкую моторику пальцев, цветовое восприятие, зрительное восприятие, воображение, мышление, эстетический вкус.
Чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребёнка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремлённость, честность и другие, так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры педагог отмечает, что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребёнок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления.
Труднее удаётся выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолеваются в игре. Педагог, играя вместе с детьми, незаметно даёт им более лёгкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность.
Использование игровых технологий при работе с детьми с ОНР способствует повышению мотивации на коррекционно-развивающих занятиях, развитию произвольности, расширению сферы образов-представлений, погружению в тему, развитию целостного восприятия, закреплению ранее полученных знаний, пониманию скрытого смысла, развитию коммуникативной сферы.
Особенно актуально использование ресурсов игры в коррекционно-развивающей работе психолога и логопеда. В настоящее время большое количество детей в силу разных причин испытывают трудности обучения. Одной из ведущих проблем, затрудняющих процесс обучения, является общее недоразвитие речи (ОНР), выражающееся в снижении словарного запаса, трудностях планирования собственного речевого высказывания, трудностях понимания смысла прочитанного, нарушении фонематического слуха, из-за искажения звуковой стороны. Дети с ОНР испытывают трудности организации своей деятельности, в том числе и игровой. У них недостаточно сформирована внутренняя речь, им тяжело удерживать правила игры. Поэтому от психолога и логопеда требуется правильно и интересно организовать игру, чтобы она способствовала развитию личности ребёнка с ОНР в целом, в том числе и формированию речи.
Игровые технологии позволяют объединить различные виды игр для достижения наилучшего результата. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр, воспитывающие умение владеть собой, своими эмоциями, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку, развитие пространственного восприятия. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения и помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов в непривычной форме (игровой).
Игровая обстановка трансформирует позицию педагога-психолога, учителя-логопеда, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Дидактические игры занимают основное место в развитии речи детей: через них пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. А для того чтобы составить грамотно рассказ, необходимо использовать такие языковые единицы, как предлоги. Некоторые игры требуют от детей активного использования предлогов, для правильного формирования лексического строя речи.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление школьников с формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов и умению объяснить свои ощущения. Также важно через осязательные ощущения закрепить сенсорные эталоны формы и величины.
В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. Игра создает положительный эмоциональный подъём, вызывает у детей хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, и игры где используются изобразительные средства рисования (карандаши и краски) в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на стимуляцию руки к письму, к изобразительной деятельности, в итоге – к обучению в школе. Игра развивает: эмоциональные ощущения, умение высказать свои эмоции, делиться ими с окружающими, умение правильно и грамотно построить своё высказывание, мелкую моторику пальцев, цветовое восприятие, зрительное восприятие, воображение, мышление, эстетический вкус.
Чтобы успешно проводить всю воспитательную работу с детьми, надо хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребёнка. В дидактических играх ярко проявляются черты характера каждого участника, как положительные – настойчивость, целеустремлённость, честность и другие, так и отрицательные – эгоизм, упрямство, хвастливость. В ходе игры педагог отмечает, что одни дети много знают, смело отвечают, действуют уверенно, другие знают меньше и держатся несколько в стороне, замкнуто. Бывает и так, что ребёнок знает много, но не проявляет смекалки, находчивости, а другой при меньших знаниях сообразителен, отличается быстротой и гибкостью мышления.
Труднее удаётся выявить индивидуальные особенности у детей замкнутых, малоактивных. Такие дети любят чаще оставаться в роли наблюдающих за игрой, болельщиков. Они боятся, что не справятся с игровой задачей. Нерешительность, неуверенность в себе преодолеваются в игре. Педагог, играя вместе с детьми, незаметно даёт им более лёгкие вопросы и задания. Удачные решения, следующие одно за другим в разных играх, вселяют в ребят уверенность в своих силах и постепенно помогают им преодолеть стеснительность.
Использование игровых технологий при работе с детьми с ОНР способствует повышению мотивации на коррекционно-развивающих занятиях, развитию произвольности, расширению сферы образов-представлений, погружению в тему, развитию целостного восприятия, закреплению ранее полученных знаний, пониманию скрытого смысла, развитию коммуникативной сферы.
Елена Круглова, педагог, г.Москва
Рекомендуем почитать
- Юные исследователи и экспериментаторы. Отзывы наших читателей
- Ура, играем
- Новинки 2020
- Как обезопасить ребёнка на воде?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку