"Игры и Игрушки" №1-2015
Покупаем «умные игрушки»?
Среди нахлынувшей моды на развивающие игрушки, всё чаще стали звучать слова «умная игрушка». Вот только смысл каждый человек в это словосочетание вкладывает свой. Одни родители считают, что это игрушка, развивающая ум малыша. И причисляют к умным игрушкам всяческие головоломки, шахматы. Другие полагают, что умными должны быть сами игрушки, то есть иметь множество разнообразных функций. Для них умная игрушка — это Ферби и какой-нибудь робот. Третьи не проводят никакой границы между развивающими и умными игрушками, полагая, что любая игрушка несёт в себе развивающий потенциал. Так все же, что такое умная игрушка? Какие функции она должна выполнять и какие задачи решать?
Существует научная классификация игрушек, с которой знакомы воспитатели и студенты педучилищ. Игрушки делятся на группы в зависимости от материалов, возрастов детей и педагогического назначения. Вот как раз последний фактор и интересует нас сейчас больше всего. В этой группе есть два больших раздела. Это дидактические игрушки и игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники.
Дидактическая игрушка предназначена для умственного развития детей и расширения их общего кругозора. В играх с такими игрушками всегда содержится элемент обучения. Дидактические игрушки для дошкольников обычно состоят из разных элементов. Их можно собирать-разбирать, раскладывать, строить, сортировать. Как видите, определение довольно широкое. И получается, что дидактическая игрушка — это полный синоним игрушки развивающей. И, если человек вкладывает в словосочетание «умная игрушка» смысл именно умственного развития своего малыша, то и синоним «умной» игрушки.
Техническая игрушка непринуждённо вводит малыша в мир техники. Эти игрушки помогают ознакомиться с организацией различных устройств, учат видеть причинно-следственную связь, вырабатывают навыки самостоятельного конструирования. Получается, что роботы и электронные игрушки как раз относятся в эту группу. И технические игрушки тоже можно назвать умными…
Среди производителей так же нет единства в понимании термина «умная игрушка». И это используется ими скорее как маркетинговая стратегия, красивый завлекательный для родителей слоган. На сайте одного из интернет-магазинов опубликован следующий лозунг: «Покупки «умных игрушек» для детей — инвестиции в их счастливое будущее!». Скажите, какой родитель откажется купить игрушку после подобной рекламы. Если же посмотреть на ассортимент этих магазинов, то можно заметить: продавцы придерживаются третьего мнения: «Любая игрушка полезная. Любая игрушка умная». И поэтому на прилавках вперемешку представлены машинки и пазлы, куклы и настольные игры, а между ними ещё и интерактивные новинки.
Давайте обратимся к психологической точке зрения. В педагогике и психологии существует такое понятие как зона ближайшего развития. Есть два уровня решения ребёнком какой-либо задачи — самостоятельное и при поддержке взрослого. Зона ближайшего развития — это как раз то, что малыш пока не может сделать самостоятельно, но при этом осиливает с подсказкой или помощью взрослого. То есть вот оно, новое умение или мысль, близко. И если речь идёт о развивающей умной игрушке, её свойства должны лежать именно в зоне ближайшего развития. Чтобы игрушка помогала малышу освоить это. Слишком «лёгкая» игрушка, которая тренирует те действия и знания, которые у малыша уже есть, быстро становится не интересна. Родители прекрасно знают, что наигравшись с игрушкой, узнав все её особенности, проиграв все варианты игры, ребёнок стремится занять себя чем-то новым. Он неосознанно стремится к дальнейшему развитию. А самые любимые игрушки, которые не исчерпывают свой потенциал, и есть те самые умные игрушки. Потому что, играя с ними, малыш продолжает и продолжает развиваться.
Вот мнение психолога и мамы Албаевой Марины: «Обучение — это социальный процесс, рождающийся при взаимодействии. Отсюда вывод: детям нужно показывать, как играть в игрушки, опережающие способности малыша. Сами малыши могут и не справиться, возможно, потеряют интерес из-за чрезмерной сложности, неудач или просто не понимания, в чем конкретно заключён интерес игры.
Я одно время никак не могла понять: вмешиваться ли мне в игру, если у ребёнка что-либо не получается? Особенно сильно мои терзания проявлялись, когда она собирала сортер, и что-то не выходило. Ребёнок начинал психовать. Подсказать, куда ставить? Вставить за неё? Сказать, чтобы покрутила деталь? Или не нужно, пусть сама догадывается, я буду только мешать.
Теория о зоне ближайшего развития даёт однозначный ответ: помогать в том, где ребёнок не справляется. И, спустя некоторое время, мы заметим, что наш малыш уже может то, с чем мы ему недавно терпеливо помогали. Или, иногда, слышу истории: я купила, а она не играет. Ребёнок, может, не знает как. Покажите, включите в игру. Не считайте, что миссия завершена на этапе передачи подарка из рук в руки. И ещё один вывод, который я сделала: нужно на чуть-чуть опережать нынешние способности ребёнка, тогда и ему будет интересно, и развитие будет проходить быстрее».
Существует научная классификация игрушек, с которой знакомы воспитатели и студенты педучилищ. Игрушки делятся на группы в зависимости от материалов, возрастов детей и педагогического назначения. Вот как раз последний фактор и интересует нас сейчас больше всего. В этой группе есть два больших раздела. Это дидактические игрушки и игрушки, знакомящие детей с элементами науки и техники.
Дидактическая игрушка предназначена для умственного развития детей и расширения их общего кругозора. В играх с такими игрушками всегда содержится элемент обучения. Дидактические игрушки для дошкольников обычно состоят из разных элементов. Их можно собирать-разбирать, раскладывать, строить, сортировать. Как видите, определение довольно широкое. И получается, что дидактическая игрушка — это полный синоним игрушки развивающей. И, если человек вкладывает в словосочетание «умная игрушка» смысл именно умственного развития своего малыша, то и синоним «умной» игрушки.
Техническая игрушка непринуждённо вводит малыша в мир техники. Эти игрушки помогают ознакомиться с организацией различных устройств, учат видеть причинно-следственную связь, вырабатывают навыки самостоятельного конструирования. Получается, что роботы и электронные игрушки как раз относятся в эту группу. И технические игрушки тоже можно назвать умными…
Среди производителей так же нет единства в понимании термина «умная игрушка». И это используется ими скорее как маркетинговая стратегия, красивый завлекательный для родителей слоган. На сайте одного из интернет-магазинов опубликован следующий лозунг: «Покупки «умных игрушек» для детей — инвестиции в их счастливое будущее!». Скажите, какой родитель откажется купить игрушку после подобной рекламы. Если же посмотреть на ассортимент этих магазинов, то можно заметить: продавцы придерживаются третьего мнения: «Любая игрушка полезная. Любая игрушка умная». И поэтому на прилавках вперемешку представлены машинки и пазлы, куклы и настольные игры, а между ними ещё и интерактивные новинки.
Давайте обратимся к психологической точке зрения. В педагогике и психологии существует такое понятие как зона ближайшего развития. Есть два уровня решения ребёнком какой-либо задачи — самостоятельное и при поддержке взрослого. Зона ближайшего развития — это как раз то, что малыш пока не может сделать самостоятельно, но при этом осиливает с подсказкой или помощью взрослого. То есть вот оно, новое умение или мысль, близко. И если речь идёт о развивающей умной игрушке, её свойства должны лежать именно в зоне ближайшего развития. Чтобы игрушка помогала малышу освоить это. Слишком «лёгкая» игрушка, которая тренирует те действия и знания, которые у малыша уже есть, быстро становится не интересна. Родители прекрасно знают, что наигравшись с игрушкой, узнав все её особенности, проиграв все варианты игры, ребёнок стремится занять себя чем-то новым. Он неосознанно стремится к дальнейшему развитию. А самые любимые игрушки, которые не исчерпывают свой потенциал, и есть те самые умные игрушки. Потому что, играя с ними, малыш продолжает и продолжает развиваться.
Вот мнение психолога и мамы Албаевой Марины: «Обучение — это социальный процесс, рождающийся при взаимодействии. Отсюда вывод: детям нужно показывать, как играть в игрушки, опережающие способности малыша. Сами малыши могут и не справиться, возможно, потеряют интерес из-за чрезмерной сложности, неудач или просто не понимания, в чем конкретно заключён интерес игры.
Я одно время никак не могла понять: вмешиваться ли мне в игру, если у ребёнка что-либо не получается? Особенно сильно мои терзания проявлялись, когда она собирала сортер, и что-то не выходило. Ребёнок начинал психовать. Подсказать, куда ставить? Вставить за неё? Сказать, чтобы покрутила деталь? Или не нужно, пусть сама догадывается, я буду только мешать.
Теория о зоне ближайшего развития даёт однозначный ответ: помогать в том, где ребёнок не справляется. И, спустя некоторое время, мы заметим, что наш малыш уже может то, с чем мы ему недавно терпеливо помогали. Или, иногда, слышу истории: я купила, а она не играет. Ребёнок, может, не знает как. Покажите, включите в игру. Не считайте, что миссия завершена на этапе передачи подарка из рук в руки. И ещё один вывод, который я сделала: нужно на чуть-чуть опережать нынешние способности ребёнка, тогда и ему будет интересно, и развитие будет проходить быстрее».
Екатерина Тимашева, педагог
Рекомендуем почитать
- Наборы для научных опытов и экспериментов
- Ах, да ложка!
- Теона Дольникова: «Я желаю всем любви, терпения и доброты!»
- Московский областной государственный театр кукол
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку