"Игры и Игрушки" №1-2015
Игра в «пристенок»
Валентин Распутин
Спросите современного ребёнка, играл ли он в «пристенок». Скорее всего, представитель юного поколения округлит глаза и спросит, где можно скачать игру с таким необычным названием. Для современных детей игра в «пристенок» — почти такая же экзотика, как, например, примерка доспехов. Современные подростки в эту игру практически не играют, да и вообще, скажем прямо, мало времени посвящают совместным неэлектронным играм. А вот во времена СССР и начале 90-х игра была довольно распространённой.
Как играть?
«Пристенок» — это азартная игра с монетками. Игра имеет и другие вариации: «замеряшки», «чика», «стенка Джонатана», «котёл». Было и общее, коварное название этих игр — играть в копейки. Предлагалось: «сыграем в копейки?», при согласии, уточнялся вид игры. Начинались они с приходом тёплых дней, когда на улице появлялись просохшие под солнцем прогалы.Число игроков — от двух человек. Если играющих больше, то устанавливается очерёдность. Для игры требуются монеты одинакового достоинства. Нужна ровная стена и ровная поверхность под стеной. Это может быть деревянный, кафельный, бетонный пол или утрамбованная земля. Соперники договариваются, кто будет первым бросать монетку, а кто — вторым. Игрок кидает монету об стену на уровне чуть ниже пояса. Монета, отскочив от стены, падает на пол в любом месте. Двигать её нельзя. Теперь наступает очередь второго игрока делать свой бросок. Он должен бросить свою монету так, чтобы она отскочила от стены и легла как можно ближе к монете соперника. Если получилось — это победа. Второй игрок забирает себе обе монеты. Но что делать, если монета легла в нескольких сантиметрах. Чтобы определить: выигрыш это или нет, второй игрок должен попробовать дотянуться пальцами своей руки от одной монеты к другой. Если дотянулся — выиграл, если нет, то монеты возвращаются хозяевам. И соперники меняются очерёдностью бросков. Третий вариант — монета второго игрока упала очень далеко от монеты соперника. Монеты возвращаются хозяевам. Право повторного броска переходит к сопернику.
Пальцы кистей соперников могут быть разной длины, и поэтому у одного игрока может возникнуть преимущество перед другим. Чтобы этого избежать, перед началом игры прикладывают пальцы рук друг к другу и решают, какими пальцами проводить измерения расстояния между монетами на полу. Успех в игре приносили сноровка, точный глазомер.
Игра в литературе
В литературе XVIII века есть упоминания о похожих играх с монетами, что свидетельствует о широком распространении игры и популярности среди детей. Правила упоминаются самые разнообразные: по одним — монета, отскочившая от стены, должна непосредственно коснуться монеты, лежащей на полу. По другим — монета должна попасть в определённую область на полу. Эта область заранее очерчивается. Так же ограничивается и «игровое поле», за пределы которого монета не должна попадать. Были и другие, более сложные варианты игры. Обычно правила зависели просто от дворовой компании и разнились даже от двора к двору.Современные школьники, как ни странно, все знакомы с игрой в «пристенок». Знакомы по урокам… литературы. В школьную программу входит замечательное произведение В. Распутина «Уроки французского». В нём рассказывается, как молодая учительница затеяла игру на деньги со своим учеником, чтобы помочь ему. Мальчик был из бедной семьи, голодал, но помощь принимать отказывался. Только на «честно выигранные» деньги он покупал себе еду. Также стоит посмотреть замечательную экранизацию этого произведения российского режиссера Евгения Ташкова.
У читателей может возникнуть вопрос: как же так, детская игра — и азартная, на деньги!? Конечно, это не поощрялось обществом. Поэтому и место для игр выбиралось отдалённое или непросматриваемое. Проигрывались или выигрывались иногда целые «мальчишеские состояния» — рублей до 10 за раз. Те, у кого денег не было, играли на пробки от бутылок или просто на приседания.
Игра в «пристенок» «отметилась» не только в литературном творчестве, но и в художественном. В 1918 году С.Н. Рерих написал картину «Дети, играющие в «пристенок». Сейчас картина находится в частной коллекции.
Ольга Караваева, ведущий специалист (ИГЕМ) РАН
Рекомендуем почитать
- Мой путь в педагогическую профессию
- Все готовы за Родину встать!
- Toy Fair-2013: как это было
- Санки, лыжи и коньки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии