"Игры и Игрушки" №1-2015
Играем, сочиняем
Школьные сочинения... Страх от появления такого задания проникает порой не только в детские души, но и родительские. Психологическое выражение «боязнь белого листа» знакома многим. Да и что писать, как? Ох, всё равно учителю не понравится. Подход неверный! Нужно, чтобы процесс сочинения нравился, прежде всего, самому ребёнку
Задача родителей заинтересовать ребёнка сочинением, превратить грозное задание в игру. Этот процесс довольно долгий, а значит и практиковать его лучше не только когда «гром грянул» и сочинение задали, а в любой свободный вечер, когда душа требует чего-то творческого.
Итак, «рисовашки». Это увлекательное мероприятие для ребят всех возрастов. Ребёнок рассказывает, а взрослый в силу своих художественных способностей рисует. Вот что сказали, то и нарисуем. Сказал ребёнок «три дерева» — вот, получи, ровно три бесцветных дерева разных размеров в хаотичном порядке. Такие «рисовашки» — весёлое занятие, потому что с задумкой ребёнка нарисованное не совпадает. Ему приходится поправляться, уточнять — а нам это и надо! Ребёнок начнёт понимать, как нужно высказать идею, что родилась в голове. Увидит, что для выражения конкретной мысли нужно использовать развернутые предложения и уточняющие слова. Игру можно видоизменить: пусть ребёнок сам нарисует картинку, а потом вам описывает словами. Вы же рисуете по словам. В результате оба рисунка должны совпасть. Слова детей при повторной игре будут уже куда точнее первого раза. Коричневое дерево с жёлтой листвой уже будет на пригорке в центре картины. С помощью этой весёлой игры вы не только заняты рисованием, но и отрабатываете сочинение-описание.
Игра «отчёты о далёком». Предложите ребёнку написать свои впечатления от занятий делом, может быть, несбыточным. Задача родителей подыграть, направить мечты нужно словесное русло. «Мой второй рок-концерт», «Когда я снова приземлился на Марс», «Игра в супер лиге. Второй матч». Ситуация даётся «вторая», чтобы придать повествователю уверенности: это уже было, ты это уже сделал, второй раз будет только круче — расскажи о нём! Здесь пригодятся и те знания, что уже есть: описание. Концерт нужно описать, Марс тоже... Но добавляется ещё и повествование. То есть событий уже несколько, они последовательные. Скажете похоже на школьное сочинение «Как я провёл лето»? Нет. Воспринимается задание с энтузиазмом, потому что это шанс прожить кусочек жизни, которой сейчас нет. Элементом рассуждения здесь станут те самые впечатления, попытка осознать собственные переживания, назвать их, верно передать. Вариант для продвинутых родителей: пишите вместе с ребёнком. Не один текст, конечно, а два. А тему возьмите одну. Также мечтайте, представляйте. А потом прочитайте, что чувствовал ваш ребёнок, спускаясь с аквалангом в расщелину затонувшего пиратского корабля с сокровищами. А как это видели вы?
Это упражнение хорошо воспринимается и ребятами на вечеринках. Подготовьте элементы одежды, аксессуары, чтобы лучше перевоплотиться, и перед вами счастливая толпа ребят с листочками… сочинений в руках! А представляете, какие получатся фотографии?!
«Бессмысленность». В этом игровом сочинении есть возможность разгуляться фантазии о самом сложном и нелюбимом предмете. «Я учёный. Теперь уж я уберу из этого предмета...». Нужно не только назвать, но и объяснить, почему это правило, эта теорема или эта тема не достойна оказаться в новом учебнике.
«Моё выступление перед глупцами». «Мы посчитаем всех нулями, а единицами — себя…» — А.С. Пушкин писал эти строки давно, но человек не меняется. Тем более ребёнок. Рассуждать о том, какие ошибки не заметят другие — тема интересная. Нужно написать текст выступления по любой интересующей теме, но сделать там фиксированное количество ошибок. А дальше смотрите: заметят глупцы или нет. Сделайте с ребёнком два текста и играйте сами, поменявшись. Кто больше найдёт, тот умнее. Подготовьте с ребёнком штук десять таких выступлений и есть игра для вечеринки! Чем интереснее будут ошибки (терминологические, орфографические, пунктуационные), тем больше будет глупцов! Это значимая помощь в образовании: терминология, рассуждение в сочинении на предметную тему.
С помощью этих заданий у творческих личностей есть возможность отработать разные стили и разные жанры: создай «лучший фантик лучшей конфете», «реклама моего пенала», «скандальное событие дня» и т.д.
Остаётся вопрос: как же ребёнок сможет побороть самое страшное — страх чистого листа? Действительно, это трудно первые разы. Просите ребёнка писать что угодно, любые глупости в самом начале. Потом, со второго-третьего предложения он «распишется», мысль уже начнёт формироваться и оформляться на бумаге. А начало ребёнок и потом сможет поправить — ничего страшного.
Всегда помните, что всё начинается с вас, дорогие родители! Если вы верите и помогаете научиться ребёнку, успех не заставит себя ждать!
Задача родителей заинтересовать ребёнка сочинением, превратить грозное задание в игру. Этот процесс довольно долгий, а значит и практиковать его лучше не только когда «гром грянул» и сочинение задали, а в любой свободный вечер, когда душа требует чего-то творческого.
Итак, «рисовашки». Это увлекательное мероприятие для ребят всех возрастов. Ребёнок рассказывает, а взрослый в силу своих художественных способностей рисует. Вот что сказали, то и нарисуем. Сказал ребёнок «три дерева» — вот, получи, ровно три бесцветных дерева разных размеров в хаотичном порядке. Такие «рисовашки» — весёлое занятие, потому что с задумкой ребёнка нарисованное не совпадает. Ему приходится поправляться, уточнять — а нам это и надо! Ребёнок начнёт понимать, как нужно высказать идею, что родилась в голове. Увидит, что для выражения конкретной мысли нужно использовать развернутые предложения и уточняющие слова. Игру можно видоизменить: пусть ребёнок сам нарисует картинку, а потом вам описывает словами. Вы же рисуете по словам. В результате оба рисунка должны совпасть. Слова детей при повторной игре будут уже куда точнее первого раза. Коричневое дерево с жёлтой листвой уже будет на пригорке в центре картины. С помощью этой весёлой игры вы не только заняты рисованием, но и отрабатываете сочинение-описание.
Игра «отчёты о далёком». Предложите ребёнку написать свои впечатления от занятий делом, может быть, несбыточным. Задача родителей подыграть, направить мечты нужно словесное русло. «Мой второй рок-концерт», «Когда я снова приземлился на Марс», «Игра в супер лиге. Второй матч». Ситуация даётся «вторая», чтобы придать повествователю уверенности: это уже было, ты это уже сделал, второй раз будет только круче — расскажи о нём! Здесь пригодятся и те знания, что уже есть: описание. Концерт нужно описать, Марс тоже... Но добавляется ещё и повествование. То есть событий уже несколько, они последовательные. Скажете похоже на школьное сочинение «Как я провёл лето»? Нет. Воспринимается задание с энтузиазмом, потому что это шанс прожить кусочек жизни, которой сейчас нет. Элементом рассуждения здесь станут те самые впечатления, попытка осознать собственные переживания, назвать их, верно передать. Вариант для продвинутых родителей: пишите вместе с ребёнком. Не один текст, конечно, а два. А тему возьмите одну. Также мечтайте, представляйте. А потом прочитайте, что чувствовал ваш ребёнок, спускаясь с аквалангом в расщелину затонувшего пиратского корабля с сокровищами. А как это видели вы?
Это упражнение хорошо воспринимается и ребятами на вечеринках. Подготовьте элементы одежды, аксессуары, чтобы лучше перевоплотиться, и перед вами счастливая толпа ребят с листочками… сочинений в руках! А представляете, какие получатся фотографии?!
«Бессмысленность». В этом игровом сочинении есть возможность разгуляться фантазии о самом сложном и нелюбимом предмете. «Я учёный. Теперь уж я уберу из этого предмета...». Нужно не только назвать, но и объяснить, почему это правило, эта теорема или эта тема не достойна оказаться в новом учебнике.
«Моё выступление перед глупцами». «Мы посчитаем всех нулями, а единицами — себя…» — А.С. Пушкин писал эти строки давно, но человек не меняется. Тем более ребёнок. Рассуждать о том, какие ошибки не заметят другие — тема интересная. Нужно написать текст выступления по любой интересующей теме, но сделать там фиксированное количество ошибок. А дальше смотрите: заметят глупцы или нет. Сделайте с ребёнком два текста и играйте сами, поменявшись. Кто больше найдёт, тот умнее. Подготовьте с ребёнком штук десять таких выступлений и есть игра для вечеринки! Чем интереснее будут ошибки (терминологические, орфографические, пунктуационные), тем больше будет глупцов! Это значимая помощь в образовании: терминология, рассуждение в сочинении на предметную тему.
С помощью этих заданий у творческих личностей есть возможность отработать разные стили и разные жанры: создай «лучший фантик лучшей конфете», «реклама моего пенала», «скандальное событие дня» и т.д.
Остаётся вопрос: как же ребёнок сможет побороть самое страшное — страх чистого листа? Действительно, это трудно первые разы. Просите ребёнка писать что угодно, любые глупости в самом начале. Потом, со второго-третьего предложения он «распишется», мысль уже начнёт формироваться и оформляться на бумаге. А начало ребёнок и потом сможет поправить — ничего страшного.
Всегда помните, что всё начинается с вас, дорогие родители! Если вы верите и помогаете научиться ребёнку, успех не заставит себя ждать!
Ольга Евсеева, учитель русского языка и литературы
Рекомендуем почитать
- По следам Колобка
- Путешествие в прошлое
- Мекарды – эпические воины-трансформеры
- Отзывы наших читателей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку