"Игры и Игрушки" №1-2015
Арт-терапия
Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением исследовательских интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы... Этот возраст можно обозначить как период «зенита любознательности». Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает всё и интересуется всем, что не входит в школьную программу. В это время школьные интересы уступают своё место «внеучебным». Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. В сферу самопознания входит и изучение своей сексуальной привлекательности, а также получение опыта межполового общения. Девочки и мальчики пытаются нравиться друг другу, экспериментируют с формами ухаживания, поскольку с ними ещё не знакомы.
Нервная система ребёнка испытывает большое напряжение, происходят заметные преобразования в организме — неудивительно, что подростки не знают, куда деть избыток эмоций. На помощь чутким родителям приходит арт-терапия. Термин арт-терапия означает позитивные изменения в эмоциональном состоянии человека через творчество с целью выражения человеком своего психоэмоционального состояния. Арт-терапевтическая изобразительная работа предполагает широкий выбор различных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. Такая «неограниченность ни в чём» — ни в теме, ни в средствах — обычно очень привлекательна для подростков, старающихся раздвинуть рамки дозволенного.
Что же радостного мы можем найти вместе с учеником в третьей четверти? А вот что: солнышко светит ярче, день становится заметно длиннее, ручьи бегут веселее и птицы поют звонче! Именно в марте отмечается самый тёплый и милый праздник года — 8 марта. Не надо ломать голову: что же подарить маме, бабушке, сестре, соседке по парте. Вооружайтесь методами арт-терапии и совмещайте полезное с приятным.
Нарисуйте весенний букет (или вазу с цветами) вместе с ребёнком, вставьте картинку в рамку и отправляйтесь в гости! Можно нарисовать картинки в разной цветовой гамме и тогда получится «диптих» или «триптих», а радость удвоится или даже утроится!
Попробуем вместе? Начинаем с грунтовки. Затем рисуем фон. Верхняя часть – посветлее, нижняя – потемнее, чтобы наша ваза «стояла» на поверхности (рис. 1). Обозначим поверхность стола горизонтальными штрихами того цвета, который будет в основе букета. Теперь нарисуем вазу. Форму можно выбрать абсолютно любую. Мы нарисуем изящную стеклянную (рис. 2). Просто рисуем тонкой кисточкой две параллельных вертикальных линии, которые расходятся внизу и вверху. Внизу покажем овал дна вазы — плавно соединим концы линий. Краску берём белую.
Подождем минутку, когда контуры вазы просохнут и нарисуем стебли наших цветов (рис. 3). Теперь можно рисовать цветы, например, сирень. Для этого «распушим» нашу среднюю кисточку (просто покрутив её по палитре-тарелке), наберём немного белой и малиновой краски, и легко постукивая по «холсту», изобразим гроздья сирени. Важно помнить, что источник света у нас – слева и сверху. Поэтому добавляем лёгкие мазки кистью с белой краской на наши гроздья сирени слева и сверху. Если добавить немного тёмной малиновой краски, то сирень станет объёмной (рис. 4). Маленькой кисточкой проводим 2–3 белых вертикальных штриха в вазе и 3–4 горизонтальных плавных штриха — покажем фактуру стекла и объём вазы (рис. 5). Нарисуем зелёные листочки сирени маленькой кисточкой, просто касаясь «холста», и наш подарок готов (рис. 6)!
Творчество и искусство для человека — это естественные языки самовыражения. Не всё, что чувствует подросток, он может выразить словами. Арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это делает её незаменимым инструментом для исследования и гармонизации тех сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова малопригодны.
Елена Осипова, кандидат педагогических наук
зам. директора по научно-экспериментальной работе, сертифицированный психолог,
преподаватель ГБОУ СПО Московского Педагогического колледжа № 8 «Измайлово»
Рекомендуем почитать
- Мультимедиа издательство «Игры и Игрушки»
- Как прекрасен этот мир…
- Игрушки для детей – открытая тема для религиозных конфессий
- Качественные санки-ватрушки от производителя
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии