"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2017
Опыт работы с родителями
Как бы серьёзно ни продумывались формы воспитания учащихся, цели не будут достигнуты, если действовать, не имея постоянной поддержки родителей. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности в системе воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребёнка, а роль семьи в создании такой согласованной системы трудно переоценить. Несмотря на то, что в нашей образовательной организации педагогическое просвещение родителей проводилось всегда, оно имело существенные недостатки: затрата усилий педагогов, в основном, была направлена не на совершенствование содержания знаний, их качество, пропаганду, формирование у родителей подлинного интереса к повышению своей педагогической культуры, а на проведение количества «мероприятий». Из многолетней практики стало ясно, что традиционные формы взаимодействия с семьёй, не дают ощутимых результатов, напротив, снижается интерес со стороны родителей, которые начинают относиться ко всем мероприятиям негативно. Самой распространённой формой работы с родителями является родительское собрание, на котором, как правило, детально обсуждалось два вопроса: успеваемость и поведение обучающихся. Родители, вынужденные присутствовать на собраниях, мысленно были заняты совсем другим делом.
Несколько лет назад мы проанализировали ситуацию, и было принято решение в корне пересмотреть отношения лицея и семьи. Во главу угла была поставлена идея привлечения родителей к сотрудничеству с образовательным учреждением. Сущность идеи заключается в отходе от формального типа взаимодействия к отношениям, основанных на конструктивном характере общения, на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Преобразования начались с самой традиционной формы работы с родителями – родительского собрания, которая давно требовала усовершенствования. Учебный год был разделён на пять тематических родительских собраний обязательных для проведения классными руководителями: «Организация учебно-воспитательного процесса»; «Важные вопросы воспитания»; «За здоровый образ жизни!»; «Роль семьи в воспитании ребёнка»; «Семья и лицей – партнёры в воспитании ребёнка». В рамках каждого тематического собрания был введён педагогический лекторий с определённой темой для родителей учащихся разных возрастных групп, обязательно проходящий в форме презентации по заданной теме, сопровождающийся комментариями педагога.
Приведу пример тем родительских собраний и родительского лектория по вопросам воспитания для родителей учащихся начальной школы. Неизменно, именно они являются наиболее отзывчивыми к общественным формам работы. (См. таблицу.)
На каждом родительском собрании кроме круга очерченных педагогом проблем и вопросов отводилось место творческому отчёту руководителя и детей о внеклассных делах за рассматриваемый период с отзывами и рекомендациями учащихся. Традиционное «донесение» родителям информации об успеваемости детей, об их проступках, с требованием принять меры без педагогического характера причин, результатов наблюдения, рекомендаций – сегодня неприемлемо. Поэтому родительское собрание, на котором родители слышат информацию важную для себя и своей семьи, уже не будет формальной обязанностью родителя, где родитель «отсиживает» время, а превратится в диалог. В нашем лицее обязательной практикой по окончанию родительского собрания является анкета, которая помогает осуществлять обратную связь между педагогом и родителями после обсуждаемой темы. В ней родители указывают вопросы, требующие детального рассмотрения, излагают свои пожелания и выносят предложения.
Заинтересованность родителей в воспитании своих детей, приобретение ими конкретных знаний (благодаря разработанной системе педагогического всеобуча) привело к взаимной заинтересованности родителей и лицея к расширению форм работы, направленных на взаимодействие. Это проведение различных спортивных соревнований, интернет-проектов, творческих мастерских, праздников, фестивалей, классных часов, тренингов, круглых столов с приглашением разных специалистов по вопросам воспитания. Родители стали хорошими помощниками в деле организации работы по формированию основ здорового образа жизни и воспитанию детей. Следствием активного привлечения родителей к процессу воспитания детей в лицее стали востребованы программы по воспитанию, социальной поддержки, оздоровлению и укреплению здоровья школьников.
Таким образом, мы осуществляем конструктивный характер общения родителей с лицеем и лицея с родителями, сохраняя имеющееся и используя новые подходы, принципы, формы работы основанные на сотрудничестве и взаимопонимании.
Светлана Хазанова, заместитель директора
по УВР МБОУ «Лицей №21», г. Дзержинск
Рекомендуем почитать
- Бумажный компьютер «Профессор Бинардик»
- Завод детских спортивных комплексов и товаров для спорта
- Старый-новый праздник
- Практическая конференция "Детский рынок России"
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии