"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2017
Рисование пластилином
Открытка в нетрадиционном стиле рисования – пластилинографии
Цель: познакомить детей с пластилинографией, как нетрадиционным способом рисования.
По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью. Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребёнок абсолютно свободен и может творить».
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.
А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.
Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий. А когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления.
Дефектологи подтверждают: регулярные упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. А ещё пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности, формирует чувство цвета, формы и композиции, помогает воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Пластилинография помогает разнообразить досуг ребёнка дома, наладить общение с ним. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет активно использовать бросовый (катушки, диски, бусины) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит ещё неокрепшим ручкам ребёнка создавать свои первые рисунки.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приёма. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.
Сейчас я расскажу и покажу, как нарисовать пластилином гриб.
Начну работу с ножки. Возьму кусочек белого пластилина и скатаю его колбаской, приложу готовую колбаску к ножке гриба на картонке, равномерно прижму получившуюся ножку и расплющу на основе. Для травки возьму несколько маленьких кусочков зелёного пластилина и скатаю небольшие колбаски, приложу их к нижней части ножки и расплющу в разные стороны. Теперь дело за шляпкой. Возьму кусок красного пластилина, скатаю шарик, приложу в центр шляпки. Затем, сплющивая, равномерно распределяю пластилин по всей шляпке гриба. А теперь разглажу на шляпке неровности и выступающие детали. Скатаю маленькие шарики из белого пластилина и путём сплющивания прикреплю их к шляпке. Гриб готов.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шёлк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для придания поверхности блеска, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Важно поощрять ребёнка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребёнку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
Попробуйте выполнить «Красивую открытку» в технике пластилинографии.
1. Вы можете взять заготовку из картона с нарисованным кругом.
2. По контуру нарисованного круга делаем налепы из горошин пластилина.
3. Растягиваем горошины пластилина к центру круга.
4. Отступив от края лепестка, делаем второй ряд налепов горошин пластилина другого цвета.
5. Растягиваем горошины пластилина второго ряда поверх первого.
6. Аналогично делаем налепы третьего ряда, затем тоже растягиваем их к центру.
7. Украшаем наш цветок листьями, на которых процарапываем стекой жилки.
8. По контуру открытки делаем ряд налепов горошин контрастного цвета.
9. Наша открытка готова. Для сохранности и фиксации можно обработать её лаком для волос.
Цель: познакомить детей с пластилинографией, как нетрадиционным способом рисования.
По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребёнка является не искусством, а речью. Рисование даёт возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребёнок абсолютно свободен и может творить».
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.
А ведь рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и пластилином в такой нетрадиционной художественной технике, как пластилинография. Создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности – один из видов декоративно-прикладного искусства.
Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики у детей – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости и точности в выполнении действий. А когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления.
Дефектологи подтверждают: регулярные упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. А ещё пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности, формирует чувство цвета, формы и композиции, помогает воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Пластилинография помогает разнообразить досуг ребёнка дома, наладить общение с ним. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Рисование пластилином позволяет активно использовать бросовый (катушки, диски, бусины) и природный (шишки, ракушки, каштаны) материалы.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит ещё неокрепшим ручкам ребёнка создавать свои первые рисунки.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и далее сочетать оба приёма. Начинать лучше с простых картинок и постепенно переходить к созданию более сложных.
Сейчас я расскажу и покажу, как нарисовать пластилином гриб.
Начну работу с ножки. Возьму кусочек белого пластилина и скатаю его колбаской, приложу готовую колбаску к ножке гриба на картонке, равномерно прижму получившуюся ножку и расплющу на основе. Для травки возьму несколько маленьких кусочков зелёного пластилина и скатаю небольшие колбаски, приложу их к нижней части ножки и расплющу в разные стороны. Теперь дело за шляпкой. Возьму кусок красного пластилина, скатаю шарик, приложу в центр шляпки. Затем, сплющивая, равномерно распределяю пластилин по всей шляпке гриба. А теперь разглажу на шляпке неровности и выступающие детали. Скатаю маленькие шарики из белого пластилина и путём сплющивания прикреплю их к шляпке. Гриб готов.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать более двух цветов не рекомендуется. Существует два способа получения разнообразных оттенков. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шёлк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Для придания поверхности блеска, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому примерно в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Важно поощрять ребёнка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребёнку радость общения, познания, труда, игры, отдыха.
Попробуйте выполнить «Красивую открытку» в технике пластилинографии.
1. Вы можете взять заготовку из картона с нарисованным кругом.
2. По контуру нарисованного круга делаем налепы из горошин пластилина.
3. Растягиваем горошины пластилина к центру круга.
4. Отступив от края лепестка, делаем второй ряд налепов горошин пластилина другого цвета.
5. Растягиваем горошины пластилина второго ряда поверх первого.
6. Аналогично делаем налепы третьего ряда, затем тоже растягиваем их к центру.
7. Украшаем наш цветок листьями, на которых процарапываем стекой жилки.
8. По контуру открытки делаем ряд налепов горошин контрастного цвета.
9. Наша открытка готова. Для сохранности и фиксации можно обработать её лаком для волос.
Елена Терехова, воспитатель
МДОУ Д/с «Тополёк», г. Мышкин
Рекомендуем почитать
- Алла Романова, главный редактор
- Горячая десятка сентября
- Детский интерактивный спектакль «Краски»
- Хотите экзотики — купите Furby!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку