"Игры и Игрушки" №2-2025
Каждая капля воды имеет значение
Водные эксперименты – увлекательное и вместе с тем полезное занятие для детей. Они развивают познавательный интерес, позволяя ребятам познакомиться со свойствами воды, изучить явления природы, понять физические свойства воды. К тому же, демонстрирование в наглядной форме природных явлений запомнится гораздо лучше сухой теории, оставшись ярким впечатлением в сознании ребёнка
Опыт 1: «Круговорот воды в природе»
Цель: активизировать познавательный интерес к явлениям природы.
Материалы: таз пластмассовый, стеклянная банка, полиэтиленовая плёнка.
Содержание: налить в таз небольшое количество воды, в центр поставить пустую банку, накрыть таз с банкой плёнкой так, чтобы плёнка закрывала банку, оставить конструкцию на солнце. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной плёнке, а затем капать в банку.
Вывод: после дождя происходит испарение воды благодаря теплу, которое дарит Земле солнце. Вода поднимается в виде капель обратно верх, чтобы напитать водой облако, которое превращается в тучу, вода из тучи во время дождя снова проливается на землю.
Опыт 2: «Самодельная радуга»
Цель: развить представление о физическом световом явлении
Материалы: тазик с водой, лист белого картона, небольшое зеркало карманного типа.
Содержание: при условии ясного солнечного дня, расположите тазик с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислоните его к краю миски, повернув зеркало под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем, перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нём появится отражённая «радуга».
Вывод: эксперимент демонстрирует эффект радуги путём расщепления видимого солнечного света на отдельные цвета.
Опыт 3: «Значение воды на Земле. Оживляющие свойство»
Цель: увидеть важное свойство воды – давать жизнь живому.
Материалы: 2 блюдца, ватный диск, семена
Содержание: в одно блюдце положите влажный ватный диск, а другое оставьте пустым. Положите туда семена. Через некоторое время семена, лежащие на влажной вате, прорастут, тогда как в пустой блюдце останутся неизменными.
Вывод: вода даёт жизнь.
Опыт 4: «Определяем температуру воды»
Цель: определить способы изменения температуры воды, расширить представления о жизни природных объектов в водной стихии, пополнить копилку слов (гейзер, пар, температура, водоросли).
Материалы: мячи небольшого размера, пустые стаканы, стаканы с горячей и холодной водой, кусочки льда, иллюстрации рек, озёр, морей, гейзера.
Содержание: пояснить, что вода может быть разной температуры: бывает горячей, тёплой и холодной. Как узнать, в каком стаканчике вода холодная, в каком горячая? (потрогать стаканчик или воду руками). Как получить тёплую воду? (Смешать горячую и холодную воду). Если в тёплую воду положить кубики льда, вода станет холодной. Предложите рассмотреть иллюстрации, уточнив, что в реках, озёрах, морях вода разной температуры – от тёплой до холодной. Одни животные, рыбы и растения живут только в тёплой воде, другие – только в холодной. В природе есть места, где есть горячая вода, которая выходит из-под земли – гейзер. В гейзерах могут жить только водоросли.
Вывод: вода бывает тёплой, холодной и горячей температуры.
Опыт 5: «Особенности тёплой и холодной воды»
Цель: определить, в какой воде (холодной или тёплой) быстрее растворяются вещества; Материалы: прозрачные стаканы, холодная и тёплая вода, сахарный песок, соль, кусочки льда, ложечки для размешивания, ракушки, камушки, две ёмкости с водой.
Содержание: покажите два стаканчика с водой и спросите, каким образом можно узнать, в каком стаканчике вода холодная, а в каком тёплая? (Потрогать пальчиком). Усложните, предложив не касаться руками. Предложите положить в оба стакана по ложечке сахара. Что произойдёт с сахаром в воде? (Растворится). Сделать выводы, в каком стакане сахар быстрее растворился, в воде какой температуры медленнее (в тёплой воде сахар растворился быстрее). Аналогично проводятся действия с солью.
Вывод: в тёплой воде вещества растворяются быстрее.
Опыт 6: «Почему исчезает вода?»
Цель: увидеть, как под воздействием тепла испаряется вода; развить умение сравнивать, анализировать.
Материалы: два одинаковых стакана, блюдце, фломастер, вода.
Содержание: 2 стакана наполнить водой на одинаковом уровне, отметив уровень фломастером. Один стакан нужно закрыть блюдцем. Поставим оба стакана к батарее или на солнечной стороне окна. На следующий день определить изменения кол-ва воды в стаканах. Задайте ребёнку наводящие вопросы: какие изменения произошли, одинаковое ли количество воды в стаканах, в каком стакане воды стало меньше/больше, с чем связаны изменения и в чем причина?
Вывод: в открытом стакане воды стало меньше, а в закрытом осталось столько же. В открытом стакане вода испаряется и превращается в частички пара. Вода уменьшается из-за тепла, испаряется, превращаясь в пар.
Если вы в домашних условиях создадите и покажете природные явления, ребёнок наверняка будет восхищён и впечатлён.
Гошнаго Сиджах, педагог дошкольного образования
ГБОУ г. Москвы «Школа 777»
- Комментарии