"Игры и Игрушки" №2-2025
Играйте со своими детьми, играйте на равных!
Игры, которые увлекут скучающего ребёнка, удивят разнообразием, порадуют красочностью и отличным качеством, помогут развитию ребёнка, да ещё при этом подарят новые знания – всё это относится к богатой игротеке настольных игр Татьяны Барчан. Сегодня автор расскажет много интересного
– Здравствуйте, Татьяна! Благодарим Вас, что нашли время для нашего издания. Первое, о чём хотелось бы у вас узнать, это о Ваших корнях.
– Мои родители были инженерами-путейцами. Учились в годы войны и стали первыми в своих семьях, кто получил образование. О дедушках и бабушках знаю немного – в мои пионерские времена о них в семье рассказывали редко. Ближайшие были или репрессированы, или сгинули на лесоповалах, или остались на берегах Волго-Донского канала. Знаю, что в хитросплетениях моей ДНК живут крепостные, кулаки, мещане, рабочие. Мою бабушку в семь лет отдали «в люди», она осталась неграмотной и могла писать лишь четыре первых буквы своей фамилии. А один из дедушек был потомственным кузнецом. И где-то глубоко в душе я чувствую, что я тоже немножечко кузнец.
– Какими были Ваши школьные годы?
– В школу меня не отдавали, а взяли. Мне не было семи лет, но я очень хотела учиться, так настойчиво просила отвести меня в школу, что моя строгая мама и добрая учительница, набиравшая первый класс, договорились нарисовать тихой девочке (это я так себе себя представляла) страшную картину школьной жизни с её трудностями и тяготами. Я помню, как мне рассказывали про «морозы, ранний подъём, про слякоть, непослушные перья и чернильные кляксы (как в фильме «Первоклассница»), контрольные и задания на дом». Я была согласна на всё! И вот тогда меня взяли «на месяц, а там, глядишь, девочке надоест». Фантастическое везение! А через полгода плановая комиссия выяснила, что у этой девочки нет необходимых при поступлении оформленных документов. Пришлось их собирать «задним числом», поскольку моя учительница Мария Григорьевна ни за что меня не отдала бы – я была первой ученицей!
Менялись учителя, менялись в связи с этим любимые предметы. Но черчение и математика нравились всегда. Особенно геометрия. Когда не решались задачи, на помощь приходил папа. Только повзрослев, я оценила, как это важно – понимать друг друга, вместе искать решения и вместе находить их. Наша с ним победа заполняла мою душу чувством счастья и гордости. Наверное, именно с этой совместной и доброжелательной работы сложилось много лет спустя одно из правил проведения занятий с малышами: в обучающей игре, взрослый – партнёр. Мы вместе обсуждаем ход игры, ищем ошибки, находим ответы, приобретаем опыт. Может, это и было – началом понимания, как важен эмоциональный настрой в любом деле. Он и стал одним из основных принципов при создании игр.
– А где Вы учились после окончания школы?
Училась на биофаке в Ростовском университете. Ботанику, зоологию просто проходила, а вот генетика и биохимия захватила. Как же мы все мудро устроены! Когда на спецкурсе познакомилась с системой свёртываемости крови, с этим потрясающим своей логичностью и красотой процессом, навсегда перешла на сторону противников дарвинизма и науки о естественном отборе, осознав, что есть Высший разум, Творец вселенной!
– Как росли и развивались Ваши дети? Были ли у них особые игрушки?
– Я больше двадцати лет проработала в НИИ – от лаборанта до младшего научного сотрудника. Работа, семья, сын, дочь. Всё, как у всех. Так вышло, что в моём окружении до появления своих детей других малышей рядом не было, и опыта общения с ними тоже не было. И когда в два с половиной года сын выложил из карандашей слово «тётя» и прочитал его, я не очень удивилась. Буквы же он знал! Занятий специальных со своими малышами не проводила. Спрашивали, познавали, играли, много читали. Мальчик был рассудительным, к пяти годам бегло читал, знания мог добывать самостоятельно – библиотека была большая. До поступления в школу знал названия стран и столиц, морей и рек. Проштудировал книги по астрономии. Выучил таблицу умножения. В первые летние каникулы занимался сооружением из пустых спичечных коробочек таблицы Менделеева: склеивал коробки, на торцах писал названия элементов, внутрь помещал листочек с изображением атома каждого элемента и, если было возможно, само вещество: медь, алюминий. Очень интересный получился макет! На его десятилетие мы подарили ему калькулятор МК-10. Он был программируемым, с ним можно было играть. Через месяц сын заявил: «Я понял, как это делается!» Я тогда внимательно стала читать инструкцию к загадочной машинке, чтобы тоже понять, как это делается. Но буквы в ней были знакомыми, а слова – не очень.
– Как Вы попали в игрушечный мир?
Этому отчасти поспособствовал мой сын и его преподаватель. В 12 лет сын попал в клуб «Эврика» при РГУ, к удивительному талантливому педагогу, тогда ещё кандидату физико-математических наук, Леониду Ваксману. Предполагалось, что я поддерживаю интерес сына к точным наукам и думаю о его будущей профессии. А получилось, что я в сорок лет меняю свою!
Я за это очень благодарна судьбе и лично математику Ваксману. Как-то раз он пришёл ко мне с необычным предложением, скорее просьбой: поиграть с пятилетними сыновьями его коллег в те игры, что были в нашем с сыном детстве. Согласилась я не сразу, пройдя все стадии – от недоумения, удивления, неуверенности, интереса и, наконец, до принятия. Конечно, никаких особенных игр, кроме сделанных своими руками пособий Никитина, тогда не было. Идеи брала из журналов «Квант» и «Юный техник», книг Перельмана. Интересные задания, на взвешивание, время, систему координат, дроби, логику – адаптировала, немного упрощала, придумывала сюжеты и правила. И получались игры. Мальчишки были действительно смышлёными, заинтересованными и через год моего интеллекта и опыта уже не хватало для занятий с юными гениями. И решила я собрать группу игроков помладше, с 3-х лет. Время для игр было самое что ни на есть подходящее – начало 90-х, НИИ не финансировались, работы не стало. Рушились устои, не работали законы, не выполнялись строгие правила. Последнее оказалось очень кстати: за очень небольшую плату руководство детских садиков пускало нас по субботам в игровую комнату, где я проводила занятия с малышами. Это были самые правильные занятия! Разновозрастную группу из 10-12 человек объединить было невозможно, поэтому за отдельными столиками усаживался ребёнок со своей мамой или бабушкой, или папой (что бывало редко). А я перемещалась по комнате и, приглядывая за всеми сразу, раздавала игры-задания для такой пары игроков. Сеанс одновременной игры во всё сразу. И вот тогда-то появилась необходимость, которая в дальнейшем превратилась в принцип – игра должна быть интересной не только малышу, не очень простой, но доступной для решения задачи ребёнку, и с «ловушками», в которые могут попасть даже взрослые. И ещё появилось чёткое понимание, что работать надо и с родителями, со взрослыми, ведь только совместными действиями можно добиться успехов.
– Как Вам удалось запустить производство Вашей продукции?
–Это было в середине 90-х, когда для всей нашей семьи началась новая жизнь. Мы перебрались в столицу. Трудные времена, до краёв наполненные работой, надеждами и успехами. Ребята закончили школу с медалями, стали студентами. А я очень быстро нашла работу – пришла в частную школу с чемоданом своих придуманных игр для малышей и уже через день вела занятия с трудновыговариваемым названием «Интеллектуалика». Готовых программ, конечно, не было, выстраивала свои. Много времени уделяла общению с родителями, задавала домашние задания – они брали мои игры домой. Малыши с удовольствием поглощали знания, а я обрастала опытом. На одной из образовательных выставок познакомилась с редакторами издательств «Карапуз» и «Зимородок», молодыми выпускниками Бауманки. И уже через полгода, в 1996 году стали выходить мои книжки для самых-самых маленьких с логическими заданиями-играми. Некоторые из них выдержали множество переизданий, выходят до сих пор под разными названиями. Книжек было, наверное, больше тридцати.
– Как получилось начать издательство игр?
На момент выхода в свет моих книжек, мне всё же не давали покоя игры. Хотелось рассказать всему миру, что есть способы обучать дошколят легко и интересно, играючи. Никогда не ставила перед ними задач, необходимых для удовлетворения родительских амбиций: «мой считает до тысячи», «моя уже читает энциклопедии» и прочее. Подготовленный к школе человек должен уметь думать, рассуждать, слушать, анализировать, уметь включать все виды внимания, уметь работать. Нужно дать малышам возможность почувствовать радость от преодоления трудностей – пока в игре, потом и в жизни. Нужно сделать так, чтобы ребёнок не боялся этих трудностей и новых ситуаций, умел ориентироваться в жизненных перипетиях и находить выход из них, соблюдая при этом общечеловеческие жизненные принципы и сохраняя нравственные ценности. Такие вот неигрушечные задачи.
– У Вас много игр по грамматике русского языка и по развитию речи. Как они появились?
Наверное, все уже поняли, что мои игры – не совсем-то и игры. В этих коробочках, между карточек со смешными картинками притаились правила, параграфы, исключения, упражнения – всё то, чем занимаются ученики в школе и дома. Когда мои дошколята выросли и пошли в первый класс, через некоторое время ко мне обратились их родители с просьбой продолжить занятия – «дать пищу для ума». Я стала искать темы для новых игр и выяснила, что совсем нет пособий по русскому языку, хотя предмет сложный, вызывающий практически у всех определённые трудности. Первыми из игр появились «Орфографический этюд», «Чудеса во множественном числе», «Мудрые советы, мудрёная наука». Если расшифровать темы этих игр, то сразу становится понятно, что они не игрушечные: «безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», «единственное и множественное число имён существительных», «паронимы русского языка». Кажущаяся простота темы, необычные правила и способы проверки привлекают ребят. Хочется играть ещё и ещё, а это – гарантия, что правила с примерами усвоятся. Конечно, игры не заменят традиционных упражнений, но помогут закрепить знания, а в некоторых случаях и объяснят, почему слово пишется так, а не иначе.
– Сколько на сегодняшний момент игр по грамматике и развитию речи в Вашей Игротеке?
– О, уже больше тридцати: про корни и приставки, способы проверки и словарные слова, сочетаемости глаголов и прилагательных с существительными, склонение по падежам и многое другое. Всем известно, что нынешнее поколение предпочитают чтению книг общению в сетях, поэтому в играх очень много слов, значения которых дети не знают. А в игре – мы восполняем эти пробелы. Большое внимание уделяется истории происхождения слов, этимологии. Получилась целая система обучающих пособий. Почти двадцать лет они поставляются в школы и детские сады всей нашей страны, ими пользуются специалисты – логопеды, дефектологи, психологи. У нас небольшая, но замечательная команда. Трудно представить игры без участия художников Людмилы Двининой, Галины Бибы, Евгении Колядинцевой.
– Какие были трудности на пути к успеху?
– Пишется об играх легко, но выпускать их в промышленном, хоть и в малом, масштабе, – работа не из лёгких. И я не только о физическом труде, хотя печатная продукция – это сотни килограмм картона, который надо принять, разложить, собрать в коробочки. И хотя я называю нашу работу миссией – «сеем разумное, доброе, нужное и недорогое», приходится заниматься и продвижением, и реализацией, и бухгалтерией. Честный знак, аренда, отчёты, налоги. А как бы хотелось просто играть!
– Что бы Вы пожелали нашим читателям?
– Играйте со своими детьми, играйте на равных. В игре, когда все участники равны, раскрываются и способности, и характер, а самое главное – легко усваиваются даже трудные темы!
- Комментарии