"Игры и Игрушки" №2-2025
Антропоморфные животные или плюшевый Бэсти
Привязанность ребёнка к животным известна большинству людей. Такая дружба породила множество рассказов, стихов. Но бывает так, что у родителей нет возможности обеспечить своего сына или дочь таким другом, и в этом случае ребёнку предлагается альтернатива – плюшевый друг. Но все ли мягкие игрушки, изображающие животных, подходят для игры ребёнка?
Антропоморфные животные – вы слышали такой термин? Это существа, которым придали человеческие качества, способности и частично внешний вид (фигуру, пропорции, одежду, причёску и так далее). Вы видели таких персонажей и даже может покупали такие игрушки своим детям, но задумывались ли вы о том, насколько полезно с ними играть детям дошкольного возраста?
Дети любят животных, и у этой симпатии есть несколько причин. Детям важно, чтобы они были в центре внимания, и именно животные удовлетворяют эту потребность сполна. В отличие от взрослых или сверстников, питомец никогда не будет занят или раздражён. Он всегда готов играть, гулять и проводить время с хозяином, что особенно важно для детей, чувствующих одиночество. Питомец способен скрасить одиночество, став прекрасной кампанией для ребёнка. Бэсти – так называет юное поколение своих лучших друзей.
Современные производители предлагают заменить живое существо на реалистичные интерактивные игрушки, которые внешне весьма схожи с настоящими питомцами. Такие игрушки могут издавать звуки, передвигаться, реагировать на прикосновение ребёнка и так далее. Шерсть интерактивных питомцев похожа на шерсть настоящих кошек и собак, что дарит приятные тактильные ощущения.
Есть ещё одна категория игрушек, которые не совсем похожи на своих живых прототипов, но тем не менее пользующаяся огромной популярностью у детей разного возраста. Игрушка, которая вполне схожа, например, с медведем, зайцем или щенком, но имеет другие пропорции и не реалистичный окрас, также находит отклик у ребёнка, становясь тем самым питомцем, о котором мечтал мальчик или девочка. Дети дают игрушкам клички, озвучивают их, играют, придумывая различные игровые сюжеты.
Но существует совершенно другое направление в производстве мягких игрушек, которые сочетают в себе и образ животного, и внешний вид человека. Эти игрушки могут быть необычного цвета, абсолютно нехарактерного для этого животного, у него может быть непропорциональное телосложение. Такие игрушки ходят на двух лапах, а две другие лапы становятся подобием рук. Животные одеты в одежду, носят обувь, аксессуары, украшения. Возникает вопрос, кто перед тобой, животное или кукла, носящая облик человека? То, что плюшевые животные отличаются от настоящих представителей фауны, своим внешним видом и при этом остаются в понимании ребенка животными – это уже норма. Но, когда игрушка представляет собой, совокупность разных существ не смешиваются ли у малыша понятия, которые разделяют животный мир и человека? Ведь пытливый ум ребенка накапливает информацию в первые годы жизни и от того, как эта информация преподносится и ее качество, зависит развитие малыша, его видение окружающего мира.
Роль игрушек в жизни ребёнка
Для начала давайте посмотрим, какую роль в жизни ребёнка несут игрушки. Необходимо понимать, что с раннего возраста они становятся настоящим инструментом формирования личности. Игрушки влияют на характер, эмоциональную сферу и поведенческие наклонности. Именно через игрушки ребёнок учится взаимодействовать с окружающим миром и готовиться к жизни в обществе. Психологи отмечают, что плюшевые животные несут большую пользу для ребёнка: помогают в преодолении страхов; служат инструментом самовыражения; способствуют формированию уверенности в себе; помогают в адаптации к новым условиям, а также создают безопасную среду для исследования различных эмоций. Нередко самая невзрачная игрушка становится близким другом малыша, и эта дружба проходит через годы взросления. Как образовывается симпатия ребёнка к той или иной игрушке – неизвестно, она просто формируется на интуитивном уровне. Происходит это обычно у малышей, едва достигших одного года. В этот период ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность от родителей и служит неким «мостиком» между знакомым и неизвестным. На формирование этой привязанности невозможно повлиять искусственно. Родители могут лишь предложить ребёнку игрушку, и если она окажется нужной, то станет любимой. Самый сильный период привязанности обычно длится до 3-5 лет, но может временно усиливаться в стрессовых ситуациях, таких, как: адаптация к детскому саду, переезд, появление младшего брата или сестры. К 6-и годам у большинства детей потребность в любимой игрушке как источнике утешения обычно проходит, но игрушка всё равно останется любимой и нужной, даже если ребёнок будет с ней играть лишь изредка.
Посмотрев, какую важную роль несут в себе игрушки в жизни и формировании ребёнка, снова задаёмся вопросом: стоит ли предлагать малышу игрушку, которая имеет неопределенный «человекоживотный» статус, если можно так выразиться. Какие ролевые модели будут гармоничными, например, в игре «дочки-матери» не с куклами, а собачками, которые одеты поверх своего меха в шубки и шапки, в руках-лапах с сумочками и в очках от солнца. Почему мы вдруг задались таким вопросом? Потому, как мы можем оглянуться назад и проанализировать опыт целой эпохи. Пример куклы Барби очень яркий – после всеобщей любви и обожания на эту куклу набросились психологи разных стран, когда девочки начали изводить себя диетами в надежде приобрести формы любимой игрушки. Сейчас производители очень активно эксплуатируют образы животных – мы видим шапки с ушками, пижамы кигуруми, комбинезоны для самых маленьких похожие на карнавальные костюмы и так далее. Возможно, это просто мода и она быстро пройдёт, а возможно специалисты углядят в этом всеобщем помешательстве вред для неокрепшей психики малышей.
Плюсы игры
Для большинства детей, обладающих богатым воображением, не составляет труда воспринимать мягкую игрушку, как друга, словно это человек. Дети с удовольствием включаются в такую игру, одевают мягкие игрушки в одежду, подбирают аксессуары, обувь. Есть в такой игре положительные стороны:
-
когда ребёнок относится к плюшевому животному, словно к другу-человеку, он создаёт собственный мир, в котором тепло и спокойно. Это то пространство, где он сам себе хозяин, где он придумывает правила и законы;
-
одевая игрушку в одежду, дети проявляют свою фантазию и развивают творческие способности. Ребёнок учится сочетать одежду, подбирать украшения, в зависимости от игровой ситуации. Пусть сначала это будет немело и нелепо, но таким образом ребёнок постигает навык стиля и моды, пусть даже не на образе человека, а на животном;
-
у детей, имеющих эмоциональную связь со своей игрушкой, может возникнуть потребность придать игрушке более близкий образ. Плюшевая собачка в его воображении будет не просто питомцем, а, например, другом Лёшей, Мишей. Для этого достаточно облачить игрушку в мальчишеские штаны и рубашку, и вот он, друг ребёнка;
-
если игру в куклы относят к девочкам, то плюшевые игрушки не имеют гендерного признака. Мальчики вполне могут позволить себе, без неправильной реакции окружающих, приобщиться к такой игре;
-
игрушка, выглядящая как человек, становится для ребёнка другом, с которым он более охотно делится радостями, обидами и секретами. Если игрушечного питомца, в большинстве случаев, дети могут озвучивать звуками, характерными для этого животного, то стоит придать игрушке человекоподобный вид, и уже можно воспроизвести диалог, на равных;
-
игры такого плана отлично развивают воображение. Ребёнок учится фантазировать, представлять, придумывать. Игрушечная одежда станет отличным подспорьем. Кукольная коляска, кровать, стул для кормления могут быть использованы и для щенка, если он одет как кукла;
-
в классической детской литературе довольно много произведений, в которых животные отождествлены с людьми, и сказочные герои не только разговаривают, но и одеты как люди. Соответственно игрушки-персонажи, отождествляющие людей не новое веяние, и до сих пор мы не видели отрицательного отношения детских психологов к подобного рода контента для детей.
Минусы игры
Недостатки игры с игрушками, выглядящими словно люди, тоже имеются. При покупке животного, имеющего определённую схожесть с людьми, эти минусы необходимо учитывать:
-
негативное влияние на детскую психику. Такие игрушки могут формировать искажённые представления о поведении животных. В природе собака лает, кот мяукает, а вот игрушка, которая выглядит как животное, но одета как человек, не имеет конкретных поведенческий тенденций. В голове ребёнка может быть сумбур. Если ребёнку не рассказывать о том, как выглядят в природе животные, их повадки, чем они питаются и так далее, игрушка-животное, одетое словно человек, будет ребёнка сбивать с толку;
-
развитие эмпатии может быть затруднено. Напомним, что именно игрушки на этапе формирования представлений о мире учат детей сопереживать, быть сострадательным, чутким и отзывчивым. Когда игрушка не имеет облика питомца, за которым нужно ухаживать, заботиться о нём, помогать, защищать, то это чувство будет развиваться гораздо слабее, а то и вовсе не разовьётся;
-
игрушки, одетые в одежду, не подходят для маленьких детей. Игрушечная одежда, как правило, имеет множество мелких деталей: пуговицы, кнопки, цепочки, липучки, застёжки, украшения, потому есть большой риск заглатывания таких маленьких деталей.
Психологи утверждают, что чем меньше малыш, тем более правдоподобной должна быть игрушка. Реалистичная игрушка пробуждает самостоятельность, стимулирует воображение и помогает ребёнку проживать ситуации реальной жизни, преобразовывая их в своём восприятии. Так, ребёнок должен знать, что корова даёт молоко, она умеет мычать и находится в коровнике. Когда кроха видит корову с накрашенными губами, щеголяющую в модном плаще и кожаных брюках, то правильное представление будет нарушено нереалистичным образом игрушки. Есть ещё такой термин - психотоксичные игрушки. Это игрушки, имеющие нереальный окрас или вид, например, розовый слон с глазами крокодила и хвостом льва. Ведущие психиатры бьют тревогу по поводу таких игрушек, искажающих не только представление о реальности мира животных, но и влияющих самым дурным образом на психику детей, травмируя и искажая реальное восприятие. Казалось бы, это всего лишь игра, но зная, какую роль выполняет игра в формировании ребёнка, родитель будет обдуманно подходить к выбору игрушки.
Игрушки-животные в одежде вполне могут быть у детей школьного возраста. Они станут источником игр, веселья, миром фантазий и забавных приключений. Однако такие игрушки совсем не подходят малышам. Потому, выбирая игрушку, необходимо осознанно делать выбор, чтобы приобретение принесло пользу для ребёнка. Задача взрослых – грамотно подбирать игрушки, которые будут способствовать гармоничному развитию ребёнка, учить добру, красоте и мудрости, а также помогать в освоении реального мира через игровую деятельность.
А что думаете вы, наши дорогие читатели? Играть или не играть антропоморфными персонажами детям дошкольного возраста? Покупаете ли вы такие игрушки своим детям, если да, то с какого возраста, рассказываете ли, что в природе животные выглядят иначе? Делитесь своим мнением, присылайте свои комментарии и отзывы на электронный адрес: redaktor@i-igrushki.ru. Самые интересные из них мы обязательно опубликуем в нашем следующем номере.
- Комментарии