"Игры и Игрушки" №6-2013
Русские шахматы – таврели
Складывается такое впечатление, что русские шахматы появились в один момент. Неужели у них такая глубокая история, запутавшаяся в веках?
История русских шахмат, которые назывались раньше таврелями (от «тавро» — клеймо, изображение), уходит корнями в самую глубокую древность! Если точнее — во времена дохристианской Руси. Она переплетается с мифологией и прикладным искусством древних славян. Это стало известно благодаря археологическим экспедициям и скрупулёзному научному труду. Фрагменты шахматно–шашечных игр в изобилии обнаруживаются в скифских курганах Приазовья, в древних захоронениях у южного берега Балтийского моря. Также, в Новгородской и Черниговской земле были найдены прекрасно сохранившиеся изделия для игры в таврели IX-X веков.
Стало быть, должны сохраниться письменные свидетельства или предания о людях, играющих в таврели?
Обязательно! Упоминание об этой игре встречается в былинах о Владимире Красном Солнышке и Садко. Кстати, уже не для кого не секрет, что наши предки русы владели секретами удивительных игр. Можно предположить, что прадеды шахмат и шашек имели магический и военный подтекст. Как руны у скандинавов, превратившиеся в «домино», алтарь ведических жрецов в игровое поле, а языческие изображения богов в фигуры. Так вот, нашим специалистам удалось сложить вместе разрозненные фрагменты древних игр, реконструировать их правила и в итоге получить новую игру «Русские шахматы»!
А почему игра была утрачена на многие столетия?
Вероятнее всего, эту игру стали забывать с крещением Руси, ведь шахматы были связаны с языческими верованиями, вдобавок, в это время церковь не очень поощряла игры. Полное же забвение произошло в эпоху Петра I, распространившего модную в Европе игру — индийские (классические) шахматы. Так что получается, мы первые после Петра играем в русские шахматы, и нам пришлось самостоятельно: печатать правила игры, разрабатывать методику обучения, создавать промышленную модель, запускать производство и даже выпустить компьютерную игру.
А как на счёт общих корней и логики у русских и индийских шахмат?
Она и есть, и нет. Объяснить довольно сложно. Несмотря на общность игр, всплывающую при поверхностном взгляде, логика игр существенно отличается. К примеру, если в обычных шахматах фигуры и пешки снимаются с доски, то в русских шахматах такого не происходит — они, представьте, берутся в плен образовывая башни. Каждой башней управляет верхняя фигура. Каждая «пленная» таврель (фигура) может быть в последствии успешно освобождена. Однако принцип хождения фигур одинаков для обеих традиций.
Всё это очень напоминает сражение. И, чтобы вы могли убедиться, давайте назовём игровые фигуры. Пешки — это ратники, кони — всадники, слоны — лучники, ферзи — князья, а короли — волхвы. Существует фигура, не имеющая аналогов в классических шахматах — хелги, самая мощная таврель. В неё может превратиться королевский ратник дойдя до последней противоположной горизонтали. Хелги совмещает в себе ходы ферзя и коня. Логика ратников (пешек) тоже интересна: оказавшись на последней противоположной горизонтали доски они могут превратиться лишь в соответствующую им таврель. Например, ратник лучника (слона) может стать только лучником, а ратник всадника (коня) только всадником. Мат в русских шахматах поставить волхву (королю) противника гораздо сложнее. Он может спастись от угрожающей фигуры, просто встав на свою же таврель.
Одним словом, русские шахматы сложнее индийских по набору различных приёмов. Наша игра очень динамична и непредсказуема. Да и пространство игры не двумерно, а трёхмерно, как модель вселенной!
Поверьте, игра очень интересная и не требует больших усилий в её овладении. А Формирование потребности к интеллектуальной деятельности через игру, является оптимальным методом воспитания личности. Очень хочется, чтобы у нас в стране было побольше умных и гармоничных людей!
Владимир Ивановский,
президент Федерации русских шахмат
www.rus-chess.ru
Рекомендуем почитать
- Создаём фильм с мини-студией StikBot
- Пирамидка «Радуга»
- Учим буквы с «Азбукой семьЯ»
- Игровой комплекс для младших школьников с учетом гендерного аспекта
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии