"Игры и Игрушки" №1-2017
Реджио: воспитание по-итальянски
Что такое Реджио и зачем нужна ещё одна итальянская методика раннего развития, если есть Монтессори, спросите вы? Расскажем обо всём по порядку.
Реджио-подход зародился в 50-х годах прошлого века в маленьком городке на севере Италии Реджио-Эмилия, в честь которого он и называется. В послевоенное время Италии, ещё не оправившейся от культурной и социальной катастрофы, к которой привёл страну фашизм, было особенно важно вырастить новое поколение. Поколение людей, свободных и гуманных, которые будут способны думать сами, а не по приказу.
Основателем стал психолог и педагог Лорис Малагуцци. В своих трудах он опирался на идеи Льва Выготского, Жана Пиаже, Джона Дью и Джерома Брунера. Сам Лорис Малагуцци, кстати, считал Реджио не теорией воспитания, а скорее иным взглядом на детство и самих детей. Всю вторую половину XX века Реджио триумфально распространялся по Европе, а в 80-е годы пересёк Атлантику и пришёл в Америку. Там он был признан, а его методика была названа лучшей в мире (!) методикой развития детей дошкольного возраста (по версии журнала Newsweek). Самые продвинутые и современные детские центры США сегодня опираются не на метод Монтессори, а на Реджио.
Давайте поговорим об основных принцах Реджио-педагогики.
- Развитие потенциала ребёнка происходит при тесном взаимодействии с окружающей средой. Дети постигают мир в созданном учителем образовательном контексте, двигаясь в пространстве и прикасаясь к предметам.
- Особое внимание уделяется работе в небольших проектных группах. Действуя совместно, дети учатся взаимодействовать друг с другом, отстаивать свою позицию и воспринимать чужую. Это, например, одно из отличий с Монтессори-методом, который поощряет индивидуальную работу.
- Ребёнку предоставляется свобода в постижении окружающего мира и выражении собственных идей. Дети изучают живопись, музыку и танец, познают законы окружающего мира и развивают конструкторские навыки. Приветствуется свободное использование в работе над проектами разнообразных природных и бытовых материалов. Результаты проектов по завершению обязательно подвешиваются к потолку, ставятся на полки, крепятся на стенах – одним словом, демонстрируются.
- Работа со светом и тенью – очень важный элемент Реджио. Работа на световых столах, применение проекторов, фонарей и свето-микроскопов позволяет ребёнку понять и почувствовать контуры, силуэты, тени и очертания окружающих его вещей. «Ателье» – это зона свободного творчества и эксперимента для ребёнка, существенная и основополагающая часть итальянского подхода.
- Принципиальной особенностью Реджио-подхода является также и то, что педагог только ставит вопросы, а не даёт ответы. Интерес детей стимулируется с помощью правильно и вовремя задаваемых вопросов, игровой или проектный процесс гораздо важнее результата, а собственные идеи детей важнее, чем сухие стандартные факты. Взрослый для ребёнка – соисследователь и соавтор. Реджио с раннего детства приучает детей учиться самим, а не ждать, пока их научат, ведь интерес – движущая сила развития детей и лучшая мотивация. Даже если выдвигаемые ребёнком идеи «неправильные», «нелогичные» или «ненаучные», важно то, что у ребёнка есть собственный взгляд на проблему или вопрос. Именно так появляются новые нестандартные идеи и взгляды на мир, что, кстати, подтверждается опытом Италии, славящейся своим классическим и современным искусством – великолепной живописью, дивной архитектурой, дизайнерскими вещами и интерьерами…
- В Реджио-центрах отсутствуют чёткие методические планы, поскольку в основе обучения лежат проекты. Темы дети выбирают сами под руководством учителей на общем утреннем собрании. Чем шире тема, тем глубже можно в неё погружаться, поэтому нередко бывает, что проекты длятся несколько месяцев, весь учебный год, а иногда даже два-три учебных года. Результаты работы документируются: учителя и ассистенты записывают мысли детей, возникающие в ходе работы, а самые важные моменты фиксируются на фото и видео, на основе этих материалов потом готовятся «говорящие стены». Все материалы находятся в свободном доступе – это является одним из ключевых моментов Реджио. Документирование даёт ребёнку возможность со временем по-новому оценить тему, что-то добавить или исправить. Учителю – отслеживать динамику развития ребёнка, оценивать свою роль. Для родителя – это возможность взглянуть на своего ребёнка с непривычной точки зрения, активно участвовать в образовательном процессе.
- Каждый Реджио-центр совершенно уникален. Мы лично имели возможность познакомиться с особенностями работы более 10 центров в США и Италии, и все они были абсолютно разные. По всему миру не найти двух одинаковых Реджио-школ – они формируются под влиянием социальной и культурной среды, в которой находятся.
Мария Коханова-Барковская, ген. директор TWINS Preschool
Денис Барковский фин. директор TWINS Preschool
Рекомендуем почитать
- Тенденции развития российской анимации
- Этот журнал для вас!
- Какие бывают экоигрушки?
- Рынок детских товаров – островок стабильности?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии