Музыкальный слух или какими игрушками можно случайно «на ухо наступить»

Музыкальный слух или какими игрушками можно случайно «на ухо наступить»

О том, какое многообразие музыкальных игрушек окружает ребёнка и говорить нечего, а вот насколько они развивают малыша и не вредят ли ему, давайте поговорим в этот раз в нашей дискуссионной рубрике «Играть или не играть»?

Как-то, находясь в гостях у подруги я наблюдала следующую картину: её трёхлетний сын достал ксилофон и начал извлекать из него звуки. Я умилилась: ребёнок тянется к музыке. А подруга, играющая в свободное время на саксофоне, только поморщилась: не игрушка, а сплошное вредительство – ни одного чистого звука, ребёнок только слух себе портит. Неужели это Слух ребенкадействительно так?

Врачи установили: эмбрион в мамином животе начинает слышать внешний мир уже примерно с 17 недели беременности. Много научных статей посвящено тому, что должна слушать будущая мама: как влияет на малыша классическая музыка или, например, тяжёлый рок. Да и самой первой игрушкой младенца становится погремушка или её современный собрат – музыкальный мобиль. Что и говорить, звуки и музыка прочно входят в жизнь маленького человека. Абсолютным музыкальным слухом с рождения могут похвастаться единицы. А значит, задача родителей – развивать слух ребёнка с первых дней его жизни. Это всё равно, что развивать тактильные ощущения. Малыш не будет знать понятия твёрдое, мягкое, шершавое, пока ему не продемонстрировать всю эту палитру и не дадут ощутить её, сравнить, уловить разницу. Но не все из нас музыканты и далеко не все обладают настолько хорошим слухом, чтобы различить фальшивые ноты в детском игрушечном клавесине. И тут возникает вопрос что делать, какие игрушки покупать, а какие обходить стороной?

Не так давно СМИ освещали заявление учёных. Те провели эксперименты с современными музыкальными мобилями и предупредили родителей, что большинство этих устройств, включенных на самую минимальную громкость и размещённых на максимальном удалении от кроватки, всё равно оказывают негативный эффект на слух новорождённого. Хорошо, звуковое сопровождение крохе можно не включать, ограничиваясь мамиными колыбельными. Но вот маленький человечек подрос, и ему пора активно узнавать мир…

Редкий родитель ведёт своего трёхлетнего малыша к педагогу по музыке. В городские музыкальные школы набирают ребят, начиная с 5-6 лет. До этого возраста ребёнок, даже если он сам тянется к музыке, вынужден довольствоваться игрушечными музыкальными инструментами. «Что в этом такого», – спросите вы, – «Ведь есть и детские синтезаторы, и гитары, и трещотки». Конечно есть! Да вот только не инструменты это, а игрушки. Малыш, с удовольствием нажимавший кнопки на «гитаре», будет с удивлением смотреть на струны настоящего инструмента. «Саксофон» никогда не выдаст того же звука, что его «взрослый» собрат.

Ребёнок, поиграв с такими игрушками, может впоследствии столкнуться с трудностями овладения настоящими инструментами. Внешний вид примерно тот же, а вот способ извлечения звуков, может быть, совсем другой, да и сами звуки тоже.

Нельзя сбрасывать со счетов и качество исполнения музыкальных игрушек. И речь не о тонкой китайской пластмассе и едких цветах, а о вполне нормальных, на первый взгляд, игрушках. Я долго изучала документы по сертификации музыкальных игрушек, имитирующих музыкальные инструменты, но ни в одном из них не нашла строк, которые бы обязывали производителя как-либо их настраивать. То есть по сути, игрушка, выглядящая как пианино, совершенно не обязательно умеет воспроизводить гамму «до-ре-ми». Вполне возможно, что одна кнопка издаёт звук колокольчика, вторая – писк, третья – вообще запрограммирована на звуки животного. Вы встречались с такими экземплярами?

Допустим, нам повезло, и мы купили детский ксилофон, который, на первый взгляд, выполняет свою функцию. Есть ли у родителей гарантия, что нота «соль» звучит на этом музыкальном инструменте правильно? Хорошо, если взрослые обладают музыкальным образованием и смогут распознать неточность. А если нет? Выходит, ребёнок, пару лет игравший на своём игрушечном ксилофоне «В лесу родилась ёлочка», придя в музыкальный класс с настоящим инструментом, услышит Ребенок и пианиносовершенно иное звучание?

Читатели могут задать встречный вопрос – нужно ли ребёнку верное звучание инструментов? Малыш же просто играет в «музыку», точно так же, как и в «больницу», «школу», «самолёт», и просто составляет своё мнение об этой сфере жизни. Точно так же малыш играет с игрушечными молотком-рубанком-дрелью. И никому в голову не придёт сетовать на то, что эти игрушки не выполняют те же функции, что и настоящие вещи. Если же маленькому пианисту нравится создавать музыку, значит, родители по достижении ребёнком нужного возраста, ведут его в специальную школу, кружок. И уже там под руководством педагогов малыш будет не играть в инструмент, а играть на инструменте. Аналогичным образом поступят родители, увидев увлечения ребёнка молотком с дрелью, и запишут его на соответствующие занятия.

Однако не всегда ребёнок явно демонстрирует интерес к музыке. Что, если вот это детское знакомство с музыкой станет для малыша единственным опытом на всю жизнь? Далеко не все родители могут дать своему ребёнку даже возможность попробовать заниматься музыкой. Соответствующие школы и кружки не столь многочисленны, особенно в небольших городах. О посёлках и говорить нечего. Да, музыка – обязательный предмет в школьном образовании вплоть до седьмого класса. Но будем честны, преподавание далеко не всегда включает в себя настоящее знакомство с музыкой и тем более какими-нибудь инструментами. Привожу вам свой собственный пример из обычной московской школы. Все уроки музыки мы тратили на конспектирование биографий композиторов, слушание записей их произведений и нестройное пение хором. Полагаю, множество читателей приведут свои вариации подобных «музыкальных» занятий.

Охватывая взглядом ассортимент музыкальных игрушек, можно иногда наткнуться на народные инструменты. Использую именно слово «наткнуться», потому что расписные ложки с бубенцами, трещотки, свистушки встретишь далеко не в каждом магазине. Да и ютится этот товар обычно где-нибудь снизу, уступая центральные полки броским коробкам «Семь инструментов в одном», «Синтезатор-оркестр». Народные музыкальные инструментами чаще всего производятся либо музыкальным фабриками, либо частниками-энтузиастами. Дело это не слишком прибыльное, подделки нет, и за качество большинства таких игрушек можно поручиться. Неужели это панацея? Увы, современного ребёнка, привыкшего к пластмассовым многофункциональным игрушкам, очень сложно заинтересовать народными инструментами. Выполненные из натурального дерева, не всегда расписные, они теряются на фоне остальных игрушек. И если двухлетний малыш ещё возьмёт в руки трещотку, покрутит её, изучит, послушает, то четырёхлетний малыш вряд ли даже посмотрит в сторону такой «неинтересной» игрушки…

Ситуация получается замкнутой: знакомить ребёнка с музыкой нужно обязательно. Важно делать это с помощью правильных игрушек, но качество музыкальных игрушек никем не регулируется и приходится включать свой собственный музыкальный слух, чтобы не купить ребёнку то, чем можно случайно «на ухо наступить»!

Как думаете вы, наши уважаемые читатели: могут ли некачественные музыкальные игрушки испортить слух? Важно ли столько внимания уделять музыкальным игрушкам? Как развиваете музыкальность в своём ребёнке вы?

По традиции, самые интересные и спорные мнения мы опубликуем в следующем номере. Присылайте свои отзывы на адрес redaktor@i-igrushki.ru

Екатерина Федорова, выпускающий редактор

Комментарии (0)

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.