"Игры и Игрушки" №1-2017
Музыкальный слух или какими игрушками можно случайно «на ухо наступить»
О том, какое многообразие музыкальных игрушек окружает ребёнка и говорить нечего, а вот насколько они развивают малыша и не вредят ли ему, давайте поговорим в этот раз в нашей дискуссионной рубрике «Играть или не играть»?
![Слух ребенка Слух ребенка](/upload/medialibrary/b08/s7tkgip8kcl2vymbigdlum0hg34oepta.jpg)
Как-то, находясь в гостях у подруги я наблюдала следующую картину: её трёхлетний сын достал ксилофон и начал извлекать из него звуки. Я умилилась: ребёнок тянется к музыке. А подруга, играющая в свободное время на саксофоне, только поморщилась: не игрушка, а сплошное вредительство – ни одного чистого звука, ребёнок только слух себе портит. Неужели это действительно так?
Врачи установили: эмбрион в мамином животе начинает слышать внешний мир уже примерно с 17 недели беременности. Много научных статей посвящено тому, что должна слушать будущая мама: как влияет на малыша классическая музыка или, например, тяжёлый рок. Да и самой первой игрушкой младенца становится погремушка или её современный собрат – музыкальный мобиль. Что и говорить, звуки и музыка прочно входят в жизнь маленького человека. Абсолютным музыкальным слухом с рождения могут похвастаться единицы. А значит, задача родителей – развивать слух ребёнка с первых дней его жизни. Это всё равно, что развивать тактильные ощущения. Малыш не будет знать понятия твёрдое, мягкое, шершавое, пока ему не продемонстрировать всю эту палитру и не дадут ощутить её, сравнить, уловить разницу. Но не все из нас музыканты и далеко не все обладают настолько хорошим слухом, чтобы различить фальшивые ноты в детском игрушечном клавесине. И тут возникает вопрос что делать, какие игрушки покупать, а какие обходить стороной?
Не так давно СМИ освещали заявление учёных. Те провели эксперименты с современными музыкальными мобилями и предупредили родителей, что большинство этих устройств, включенных на самую минимальную громкость и размещённых на максимальном удалении от кроватки, всё равно оказывают негативный эффект на слух новорождённого. Хорошо, звуковое сопровождение крохе можно не включать, ограничиваясь мамиными колыбельными. Но вот маленький человечек подрос, и ему пора активно узнавать мир…
Редкий родитель ведёт своего трёхлетнего малыша к педагогу по музыке. В городские музыкальные школы набирают ребят, начиная с 5-6 лет. До этого возраста ребёнок, даже если он сам тянется к музыке, вынужден довольствоваться игрушечными музыкальными инструментами. «Что в этом такого», – спросите вы, – «Ведь есть и детские синтезаторы, и гитары, и трещотки». Конечно есть! Да вот только не инструменты это, а игрушки. Малыш, с удовольствием нажимавший кнопки на «гитаре», будет с удивлением смотреть на струны настоящего инструмента. «Саксофон» никогда не выдаст того же звука, что его «взрослый» собрат.
![3.JPG 3.JPG](/upload/medialibrary/892/vlm3jiebjdklks76tab0qslpo791y9k2.JPG)
Ребёнок, поиграв с такими игрушками, может впоследствии столкнуться с трудностями овладения настоящими инструментами. Внешний вид примерно тот же, а вот способ извлечения звуков, может быть, совсем другой, да и сами звуки тоже. Нельзя сбрасывать со счетов и качество исполнения музыкальных игрушек. И речь не о тонкой китайской пластмассе и едких цветах, а о вполне нормальных, на первый взгляд, игрушках. Я долго изучала документы по сертификации музыкальных игрушек, имитирующих музыкальные инструменты, но ни в одном из них не нашла строк, которые бы обязывали производителя как-либо их настраивать. То есть по сути, игрушка, выглядящая как пианино, совершенно не обязательно умеет воспроизводить гамму «до-ре-ми». Вполне возможно, что одна кнопка издаёт звук колокольчика, вторая – писк, третья – вообще запрограммирована на звуки животного. Вы встречались с такими экземплярами?
Допустим, нам повезло, и мы купили детский ксилофон, который, на первый взгляд, выполняет свою функцию. Есть ли у родителей гарантия, что нота «соль» звучит на этом музыкальном инструменте правильно? Хорошо, если взрослые обладают музыкальным образованием и смогут распознать неточность. А если нет? Выходит, ребёнок, пару лет игравший на своём игрушечном ксилофоне «В лесу родилась ёлочка», придя в музыкальный класс с настоящим инструментом, услышит совершенно иное звучание?
Читатели могут задать встречный вопрос – нужно ли ребёнку верное звучание инструментов? Малыш же просто играет в «музыку», точно так же, как и в «больницу», «школу», «самолёт», и просто составляет своё мнение об этой сфере жизни. Точно так же малыш играет с игрушечными молотком-рубанком-дрелью. И никому в голову не придёт сетовать на то, что эти игрушки не выполняют те же функции, что и настоящие вещи. Если же маленькому пианисту нравится создавать музыку, значит, родители по достижении ребёнком нужного возраста, ведут его в специальную школу, кружок. И уже там под руководством педагогов малыш будет не играть в инструмент, а играть на инструменте. Аналогичным образом поступят родители, увидев увлечения ребёнка молотком с дрелью, и запишут его на соответствующие занятия.
Однако не всегда ребёнок явно демонстрирует интерес к музыке. Что, если вот это детское знакомство с музыкой станет для малыша единственным опытом на всю жизнь? Далеко не все родители могут дать своему ребёнку даже возможность попробовать заниматься музыкой. Соответствующие школы и кружки не столь многочисленны, особенно в небольших городах. О посёлках и говорить нечего. Да, музыка – обязательный предмет в школьном образовании вплоть до седьмого класса. Но будем честны, преподавание далеко не всегда включает в себя настоящее знакомство с музыкой и тем более какими-нибудь инструментами. Привожу вам свой собственный пример из обычной московской школы. Все уроки музыки мы тратили на конспектирование биографий композиторов, слушание записей их произведений и нестройное пение хором. Полагаю, множество читателей приведут свои вариации подобных «музыкальных» занятий.
![Девочка и пианино Девочка и пианино](/upload/medialibrary/7cd/7cdbe0b57e9bc9b2ac34a755ac614ea8.jpg)
Охватывая взглядом ассортимент музыкальных игрушек, можно иногда наткнуться на народные инструменты. Использую именно слово «наткнуться», потому что расписные ложки с бубенцами, трещотки, свистушки встретишь далеко не в каждом магазине. Да и ютится этот товар обычно где-нибудь снизу, уступая центральные полки броским коробкам «Семь инструментов в одном», «Синтезатор-оркестр». Народные музыкальные инструментами чаще всего производятся либо музыкальным фабриками, либо частниками-энтузиастами. Дело это не слишком прибыльное, подделки нет, и за качество большинства таких игрушек можно поручиться. Неужели это панацея? Увы, современного ребёнка, привыкшего к пластмассовым многофункциональным игрушкам, очень сложно заинтересовать народными инструментами. Выполненные из натурального дерева, не всегда расписные, они теряются на фоне остальных игрушек. И если двухлетний малыш ещё возьмёт в руки трещотку, покрутит её, изучит, послушает, то четырёхлетний малыш вряд ли даже посмотрит в сторону «неинтересной» игрушки…
Ситуация получается замкнутой: знакомить ребёнка с музыкой нужно обязательно. Важно делать это с помощью правильных игрушек, но качество музыкальных игрушек никем не регулируется и приходится включать свой собственный музыкальный слух, чтобы не купить ребёнку то, чем можно случайно «на ухо наступить»!
Как думаете вы, наши уважаемые читатели: могут ли некачественные музыкальные игрушки испортить слух? Важно ли столько внимания уделять музыкальным игрушкам? Как развиваете музыкальность в своём ребёнке вы? По традиции, самые интересные и спорные мнения мы опубликуем в следующем номере. Присылайте свои отзывы на адрес redaktor@i-igrushki.ru
![Слух ребенка Слух ребенка](/upload/medialibrary/b08/s7tkgip8kcl2vymbigdlum0hg34oepta.jpg)
Как-то, находясь в гостях у подруги я наблюдала следующую картину: её трёхлетний сын достал ксилофон и начал извлекать из него звуки. Я умилилась: ребёнок тянется к музыке. А подруга, играющая в свободное время на саксофоне, только поморщилась: не игрушка, а сплошное вредительство – ни одного чистого звука, ребёнок только слух себе портит. Неужели это действительно так?
Врачи установили: эмбрион в мамином животе начинает слышать внешний мир уже примерно с 17 недели беременности. Много научных статей посвящено тому, что должна слушать будущая мама: как влияет на малыша классическая музыка или, например, тяжёлый рок. Да и самой первой игрушкой младенца становится погремушка или её современный собрат – музыкальный мобиль. Что и говорить, звуки и музыка прочно входят в жизнь маленького человека. Абсолютным музыкальным слухом с рождения могут похвастаться единицы. А значит, задача родителей – развивать слух ребёнка с первых дней его жизни. Это всё равно, что развивать тактильные ощущения. Малыш не будет знать понятия твёрдое, мягкое, шершавое, пока ему не продемонстрировать всю эту палитру и не дадут ощутить её, сравнить, уловить разницу. Но не все из нас музыканты и далеко не все обладают настолько хорошим слухом, чтобы различить фальшивые ноты в детском игрушечном клавесине. И тут возникает вопрос что делать, какие игрушки покупать, а какие обходить стороной?
Не так давно СМИ освещали заявление учёных. Те провели эксперименты с современными музыкальными мобилями и предупредили родителей, что большинство этих устройств, включенных на самую минимальную громкость и размещённых на максимальном удалении от кроватки, всё равно оказывают негативный эффект на слух новорождённого. Хорошо, звуковое сопровождение крохе можно не включать, ограничиваясь мамиными колыбельными. Но вот маленький человечек подрос, и ему пора активно узнавать мир…
Редкий родитель ведёт своего трёхлетнего малыша к педагогу по музыке. В городские музыкальные школы набирают ребят, начиная с 5-6 лет. До этого возраста ребёнок, даже если он сам тянется к музыке, вынужден довольствоваться игрушечными музыкальными инструментами. «Что в этом такого», – спросите вы, – «Ведь есть и детские синтезаторы, и гитары, и трещотки». Конечно есть! Да вот только не инструменты это, а игрушки. Малыш, с удовольствием нажимавший кнопки на «гитаре», будет с удивлением смотреть на струны настоящего инструмента. «Саксофон» никогда не выдаст того же звука, что его «взрослый» собрат.
Ребёнок, поиграв с такими игрушками, может впоследствии столкнуться с трудностями овладения настоящими инструментами. Внешний вид примерно тот же, а вот способ извлечения звуков, может быть, совсем другой, да и сами звуки тоже. Нельзя сбрасывать со счетов и качество исполнения музыкальных игрушек. И речь не о тонкой китайской пластмассе и едких цветах, а о вполне нормальных, на первый взгляд, игрушках. Я долго изучала документы по сертификации музыкальных игрушек, имитирующих музыкальные инструменты, но ни в одном из них не нашла строк, которые бы обязывали производителя как-либо их настраивать. То есть по сути, игрушка, выглядящая как пианино, совершенно не обязательно умеет воспроизводить гамму «до-ре-ми». Вполне возможно, что одна кнопка издаёт звук колокольчика, вторая – писк, третья – вообще запрограммирована на звуки животного. Вы встречались с такими экземплярами?
Допустим, нам повезло, и мы купили детский ксилофон, который, на первый взгляд, выполняет свою функцию. Есть ли у родителей гарантия, что нота «соль» звучит на этом музыкальном инструменте правильно? Хорошо, если взрослые обладают музыкальным образованием и смогут распознать неточность. А если нет? Выходит, ребёнок, пару лет игравший на своём игрушечном ксилофоне «В лесу родилась ёлочка», придя в музыкальный класс с настоящим инструментом, услышит совершенно иное звучание?
Читатели могут задать встречный вопрос – нужно ли ребёнку верное звучание инструментов? Малыш же просто играет в «музыку», точно так же, как и в «больницу», «школу», «самолёт», и просто составляет своё мнение об этой сфере жизни. Точно так же малыш играет с игрушечными молотком-рубанком-дрелью. И никому в голову не придёт сетовать на то, что эти игрушки не выполняют те же функции, что и настоящие вещи. Если же маленькому пианисту нравится создавать музыку, значит, родители по достижении ребёнком нужного возраста, ведут его в специальную школу, кружок. И уже там под руководством педагогов малыш будет не играть в инструмент, а играть на инструменте. Аналогичным образом поступят родители, увидев увлечения ребёнка молотком с дрелью, и запишут его на соответствующие занятия.
Однако не всегда ребёнок явно демонстрирует интерес к музыке. Что, если вот это детское знакомство с музыкой станет для малыша единственным опытом на всю жизнь? Далеко не все родители могут дать своему ребёнку даже возможность попробовать заниматься музыкой. Соответствующие школы и кружки не столь многочисленны, особенно в небольших городах. О посёлках и говорить нечего. Да, музыка – обязательный предмет в школьном образовании вплоть до седьмого класса. Но будем честны, преподавание далеко не всегда включает в себя настоящее знакомство с музыкой и тем более какими-нибудь инструментами. Привожу вам свой собственный пример из обычной московской школы. Все уроки музыки мы тратили на конспектирование биографий композиторов, слушание записей их произведений и нестройное пение хором. Полагаю, множество читателей приведут свои вариации подобных «музыкальных» занятий.
![Девочка и пианино Девочка и пианино](/upload/medialibrary/7cd/7cdbe0b57e9bc9b2ac34a755ac614ea8.jpg)
Охватывая взглядом ассортимент музыкальных игрушек, можно иногда наткнуться на народные инструменты. Использую именно слово «наткнуться», потому что расписные ложки с бубенцами, трещотки, свистушки встретишь далеко не в каждом магазине. Да и ютится этот товар обычно где-нибудь снизу, уступая центральные полки броским коробкам «Семь инструментов в одном», «Синтезатор-оркестр». Народные музыкальные инструментами чаще всего производятся либо музыкальным фабриками, либо частниками-энтузиастами. Дело это не слишком прибыльное, подделки нет, и за качество большинства таких игрушек можно поручиться. Неужели это панацея? Увы, современного ребёнка, привыкшего к пластмассовым многофункциональным игрушкам, очень сложно заинтересовать народными инструментами. Выполненные из натурального дерева, не всегда расписные, они теряются на фоне остальных игрушек. И если двухлетний малыш ещё возьмёт в руки трещотку, покрутит её, изучит, послушает, то четырёхлетний малыш вряд ли даже посмотрит в сторону «неинтересной» игрушки…
Ситуация получается замкнутой: знакомить ребёнка с музыкой нужно обязательно. Важно делать это с помощью правильных игрушек, но качество музыкальных игрушек никем не регулируется и приходится включать свой собственный музыкальный слух, чтобы не купить ребёнку то, чем можно случайно «на ухо наступить»!
Как думаете вы, наши уважаемые читатели: могут ли некачественные музыкальные игрушки испортить слух? Важно ли столько внимания уделять музыкальным игрушкам? Как развиваете музыкальность в своём ребёнке вы? По традиции, самые интересные и спорные мнения мы опубликуем в следующем номере. Присылайте свои отзывы на адрес redaktor@i-igrushki.ru
Екатерина Федорова, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку